Любое начинание в бизнесе сопровождается рядом проблем, и в большинстве своём проблемы исходят от поспешных и необдуманных шагов на новом поприще. С проблемами сталкиваются большинство начинающих предпринимателей, но главное — то, как они их преодолевают. Безусловно, далеко не каждая идея воплощается по разным причинам, ровно как и не каждая идея сопровождается проблемами, влекущими за собой… Читать далее Ошибки, которые губят бизнес на старте!
Любое начинание в бизнесе сопровождается рядом проблем, и в большинстве своём проблемы исходят от поспешных и необдуманных шагов на новом поприще. С проблемами сталкиваются большинство начинающих предпринимателей, но главное — то, как они их преодолевают. Безусловно, далеко не каждая идея воплощается по разным причинам, ровно как и не каждая идея сопровождается проблемами, влекущими за собой провал.
В статье излагается ряд примеров и типичных ошибок начинающих предпринимателей.Стоит отметить, что каждая бизнес-идея воплощается посредством предпринимательского таланта, творчества, труда и дисциплины, особенно финансовой. Реализация идеи стимулируется вызовом, а личность предпринимателя, его качества и характерные черты определяют способность преодолевать тернистый путь восхождения на новом жизненном этапе. И даже если путь будет непродолжительным, с уверенностью можно сказать, что это — колоссальный опыт проверки своих способностей и предрасположенности к бизнесу.
Как возникает мысль о бизнесе?
Идея может прийти в совершенно неожиданное время и при тривиальных обстоятельствах. Чаще всего бизнес-начинание берет начало при наличии профессиональных компетенций в какой-то области или сфере, где присутствует хорошее знание рынка и специфики отрасли. Иногда бизнес-идея возникает в случаях, когда есть доступ к какому-то ресурсу — доступность сырья, наличие квалифицированной команды, хорошие взаимоотношения с поставщиками и их готовность сотрудничать, своя клиентская база и т. д.
Некоторые предприниматели переносят опыт из других стран, копируя и адаптируя бизнес-модели и бизнес-идеи. В современной экономике знаний это совершенно нормальная практика. Наиболее распространённым является создание бизнеса в той сфере, в которой начинающий бизнесмен давно работает как наемный специалист и уверенно чувствует себя в отрасли. Такой подход позволяет более точно просчитать затраты, составив в первую очередь для себя бизнес-план и понять спрос на товар или услугу. В этом случае ошибок меньше, но избежать их сложно — в ловушку попадают многие, даже опытные специалисты, становясь предпринимателями. Многие допускают ошибку, думая, что начальник на их предприятии глупее них, и у них точно получится лучше. Ожидания часто разбиваются о реальность, где вчерашний специалист сам оплачивает абсолютно все риски. Далее — об ошибках по порядку.
Бизнес-планирование
Многие новички считают бизнес-план пережитком бюрократизма из эпохи индустриализации и ранних этапов развития капитализма в РФ. Это в корне неверно. Бизнес-план нужен в большей степени самому основателю, а уже затем инвесторам и тем, кто будет давать средства на бизнес, будь то близкие люди или партнеры. Бизнес-план в классическом варианте для новичков можно составить по методикам UNIDO и KPMG. Первой из списка ключевых и отчасти судьбоносных ошибок является недостаточная проработка и планирование реализации бизнес-идеи. Следующей ошибкой, вытекающей из бизнес-плана, является слабый анализ рынка и недооценка потребительского интереса, особенно ответа на ключевой вопрос — «Почему эта бизнес-идея жизнеспособна?»
Фальстарт!
Следующей из самых ранних ошибок является ошибочное «обрамление» бизнес-идеи. Начинающие предприниматели совершают ошибки, связанные с созданием антуража своего бизнес-начинания. Это выражается следующим образом: аренда дорогого офиса в престижном бизнес-центре, покупка новейшего оборудования вместо исправного аналогичного, заполнение полного штата вместо начала с небольшой команды единомышленников. На старте можно справляться минимальными силами, а некоторые задачи отдавать на аутсорсинг, например, ведение бухгалтерии.
Фрейминг бизнес-модели целесообразен на стадии роста бизнеса, но на этапе становления важны гибкость, маневренность и экономия. Оптимизация не должна быть слепым урезанием расходов, особенно заемных средств, а должна представлять собой осознанное и четко спланированное расходование каждого рубля.
Строительство бизнеса на слабом фундаменте
Жизнеспособность бизнеса — это устойчивость предприятия на всех этапах его развития. Бизнес-идея отталкивается либо от концепции, либо от имеющегося бюджета, состоящего из собственных и/или заемных средств. Фундаментом любой бизнес-идеи является экономический расчёт: сколько денег нужно и когда будет достигнута точка «ноль», покрывающая операционную деятельность, а затем точка окупаемости.
Деньги, деньги, деньги
Лучше всего финансировать бизнес из собственных накоплений. Возможно прибегнуть к небольшим займам у знакомых, но эти деньги не должны быть для них последними. Нельзя закладывать имущество или брать кредиты на полное финансирование бизнеса. В случае неудачи риски будут огромны.
Ловушка для начинающего бизнесмена
Вооружившись идеей, многие начинающие предприниматели теряются в рутине и бесконечных встречах, обсуждениях и переговорах. Часто это приводит к ситуации: «Ели, пили, веселились — встали, вышли, прослезились».
Семь лет назад ко мне обратился товарищ с просьбой разработать бизнес-план, просчитать экономику запуска и разработать внутреннюю документацию. Через три с половиной месяца цифры показали недостаток финансирования через 8 месяцев. После анализа ситуации проект был остановлен. Цифры не врут! В бизнесе необходимо считать всё, всегда и везде.
Резюме
Ошибки на старте бизнеса создают проблемы, которые со временем становятся необратимыми. Необходимо тщательно просчитывать сценарии развития, прототипировать бизнес-модель и задавать себе важные вопросы. А главное — вовремя остановиться, если расчёты показывают провал.