Когда после 10-летнего опыта работы топ-менеджеров в крупной иностранной компании попадаешь в российский бизнес, то проходишь все стадии принятия неизбежного – возмущение, попытки «быстро все исправить», желание сбежать, и потом, наконец, приходишь к рациональному управлению. Перечислю основные проблемы, с которыми я столкнулась и решения: Проблема Решение Не организован процесс сбора данных, только общие цифры по… Читать далее Как построить успешный бизнес в России и обойти конкурентов: реальный опыт предпринимателя
Когда после 10-летнего опыта работы топ-менеджеров в крупной иностранной компании попадаешь в российский бизнес, то проходишь все стадии принятия неизбежного – возмущение, попытки «быстро все исправить», желание сбежать, и потом, наконец, приходишь к рациональному управлению.
Перечислю основные проблемы, с которыми я столкнулась и решения:
Проблема | Решение |
Не организован процесс сбора данных, только общие цифры по продажам и затратам поставщикам, хотя для эффективного управления нужны данные, например, по маркетингу, отслеживание стоимость привлеченного клиента с разбивкой по каналам, или планирование закупок комплектующих исходя из прогноза продаж | Внедрила CRM систему и организовала отслеживание заказов в реальном времени для производства и отдела продаж и закупок По маркетингу по каждому каналу считаем стоимость лида и стоимость продажи. Все данные визуализируется через CRM или через Tableau путем загрузки эксель файлов с выгрузкой данных из разных источникв. |
Не проводился анализ запросов клиентов, какие продукты чаще заказывают, почему выбирают нас, что хотели бы изменить или улучшить | Ежеквартально проводится сбор обратной связи от клиентов, были выявлены сильные и слабые стороны, на основе пожеланий клиентов расширен ассортимент товаров |
Не регламентированы процессы, все завязано на конкретных людях, соответственно, сложно принимать и обучать новичков и есть риск потери продаж и качества производства в случае ухода сотрудников. | Технологии работы в основных отделах компании были оптимизированы и зарегламентированы письменно. Сама технология сейчас находится на стадии получения патента. |
Отсутствует стратегическое планирование, нет приоритетов в развитии, только операционные продажи. | По итогам анализа продаж и анализа спроса покупателей была составлен план по стратегическому развитию на ближайшие полгода и год, рассчитаны инвестиции и окупаемость. |
У меня более 15 лет опыта в маркетинге и аналитике, из них 10 лет в сегменте B2B по направлению «промышленное оборудование». Последние 3 года я работала в международной команде и возглавляла направление маркетинговой аналитики. Помогала странам, которые не выполняют план по продажам, выходить из негативных тенденций.
По образованию я инженер-программист с дипломом MBA международной бизнес-школы Grenoble Ecole de Management. Сейчас управляю собственным бизнесом по производству проекционных экранов КУБСТЕР и ПРО-ЭКРАН.На российском рынке своя специфика. Сейчас, с одной стороны, ниша бизнеса очень узкая — проекционные экраны —, но, с другой стороны, потенциал велик, особенно в связи с изменением модели потребления медиаконтента. Проекторы используются не только в залах для проведения презентаций, но и в квартирах и домах для просмотра фильмов в онлайн-кинотеатрах, а также для видеоигр. Поэтому проекционные экраны нужны многим.
Компания работает на рынке с 2015 года, прошла сложный путь и в какой-то момент застопорилась в развитии, хотя владеет уникальными технологиями и является единственным российским производителем проекционных экранов. В этом году я взяла управление на себя.
Опыт управления
Первый соблазн, который возникает на начальном этапе управления, — это все переделать. Хотелось сразу выстроить идеальную систему, автоматизировать все процессы. Я сильно сдерживалась от резких движений, понимая все риски: для внедрения и тестирования новой системы нужно время, персонал может негативно отреагировать и уйти, к тому же, это требовало больших инвестиций.
Для любого управленца важно соблюдать баланс между операционным управлением и стратегическим развитием, чтобы в стремлении сделать шаг вперед не разрушить существующую систему и, наоборот, не застрять на операционных задачах, иначе конкуренты могут обогнать.
Я стремлюсь выстраивать систему работы, понятную и удобную для всех — как для сотрудников, так и для руководства. Любое изменение проходит через сопротивление, и единственный способ его преодолеть — вовлечь в процесс всех участников. Когда каждый внесет свой вклад в построение, то вероятность того, что кто-то будет игнорировать или пытаться сбежать, сведется к нулю. Кому-то важно видеть статус заказов в реальном времени, для кого-то важны сроки отгрузки, а для кого-то — остатки по материалам и комплектующим.
Когда у тебя маленький бизнес, у тебя нет мощных CRM- и ERP-систем. Я собираю данные вручную из разных источников, включая Excel-таблицы. Затем загружаю их в Tableau или Power BI для расчета показателей эффективности и планирования. Предпочитаю перед глазами иметь все цифры для принятия решений. Привычка визуализировать данные осталась со мной после работы в иностранной компании.
Маркетинг
У нас не тот бизнес, где есть понятие постоянных клиентов — наши покупатели редко возвращаются за вторым экраном. Поэтому маркетинг — одна из основных задач. Здесь мы тоже идем по этапам: определение портретов целевой аудитории, позиционирование, выбор продуктов под запросы, определение каналов продвижения и бюджета. У нас две основные группы: физические лица (им мы продаем экраны эконом-сегмента из нашей линейки, преимущественно на маркетплейсах) и юридические лица (образовательные учреждения, музеи, дома культуры, отели, рестораны и т. д.), которым мы предлагаем изготовление моторизированных экранов или больших экранов шириной от четырех метров под заказ.
Этап позиционирования многие игнорируют, а ведь именно с этого начинается сильный маркетинг. Нужно ответить на вопрос «Почему клиенты должны выбрать нас?», и ответ не должен включать общие фразы типа «у нас хороший сервис» или «у нас качественный продукт». Я сделала ставку на то, что мы — российский производитель и можем изготовить любой экран под любой запрос.
В продвижении, конечно же, я делаю акцент на digital-инструменты, обеспечивая достаточное количество входящих лидов. Основной подход — это маркетинг 360°, присутствие везде, где нас могут искать потенциальные клиенты. Процесс принятия решений сейчас сильно изменился, поэтому, чтобы бренду доверяли, нужно убедить клиента в качестве, обеспечить живую поддержку в плане консультаций и индивидуальный подход.
Для завоевания доверия мы снимаем видео с производства, а также просим наших клиентов присылать фото- и видеоотзывы. Особенно активны клиенты с Ozon.
По каждому каналу в обязательном порядке считаем ДРР, объем продаж и маржинальность. Маржинальность — это важная величина, особенно для маркетплейсов в условиях их постоянно меняющейся рекламной политики. Их комиссии достигают 40 %.
Маркетинг — это поле для постоянных экспериментов. Здесь постоянно появляются новые инструменты, и приходится бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, как говорила Алиса в Стране чудес. Я открыта к новым идеям и партнерствам. Даже в условиях небольшого бюджета я всегда стараюсь выделять и деньги, и время для тестирования новых инструментов.
Например, мы тестировали продвижение через VK-магазин и продажи через маркетплейс Мегамаркет, но пока не очень успешно. Сейчас мы в процессе изучения канала продаж через Авито и надеемся, что найдем там свою аудиторию.
Отдельное внимание мы уделяем партнерству. В этом году мы стали участниками проекта «Сделано в Москве». Нас поддержали в продвижении на Яндекс.Маркете, телеканал Москва-24 посетил наше производство и снял о нас сюжет в программе «Время новых». Кроме того, приятно общаться с коллегами-предпринимателями в отдельном канале.
Работа с клиентами
В работе с каждым типом клиентов есть свои особенности. Мы стараемся максимально подстраиваться под клиентов, их требования, а также производить продукт под их запросы.
Многие крупные заказчики и государственные структуры выбирают нас, потому что мы — российский производитель. Однако бывают случаи, когда техническое задание, написанное нашими специалистами, в стремлении сэкономить отдают конкурентам, которые предлагают более дешевый китайский товар.
В этом случае мы делаем ставку на изготовление экранов под любой запрос в короткие сроки и с высоким качеством, а также оказываем поддержку с монтажом, если это необходимо клиентам.
Быть российским производителем — это сложно и большая ответственность. Российский продукт дороже китайского не потому, что производитель жадничает, а потому, что себестоимость изготовления выше. Разница в цене оправдывается качеством, и именно на этом факте мы акцентируем внимание наших клиентов.
В нашем ассортименте также есть модели китайских экранов — мы дополняем наши линейки, поскольку проекционные экраны — это наш основной продукт, и наша цель — предлагать самый широкий ассортимент в этой категории. Мы прошли долгий путь по поиску производства, и все товары, произведенные в Китае под наш заказ, мы тестируем в нашем цехе и гарантируем их качество.
Бывает, что в работе мы сталкиваемся с недобросовестными клиентами. Например, после приобретения экрана его могут повредить или испортить, а затем вернуть в течение двух недель, и маркетплейсы идут навстречу, что приводит к большим убыткам для производителя.
Мы решили эту проблему и теперь предлагаем клиентам услугу аренды экрана и проектора.
Найм персонала
О проблеме дефицита персонала сегодня известно всем, и мы здесь не исключение. Наш продукт сложный, поэтому требуется обязательное обучение продолжительностью минимум 2-3 недели. Молодые ребята от 20 до 25 лет (зумеры) стараются избегать больших нагрузок или начинают требовать зарплату в разы выше рынка.
Те, кто постарше (40+), не всегда могут работать в высоком темпе. А в сезонные пиковые нагрузки мы производим до 20 экранов в день (в среднем — 1 экран за 40 минут). Это высокая скорость, требующая достаточной концентрации внимания.
Воронка найма и сам процесс — длительные, и мы подходим к ним очень ответственно. Качество наших экранов — наш приоритет. Если в процесс изготовления допущена хотя бы одна ошибка, экран может оказаться бракованным. Кроме затрат на материалы, здесь важны временные рамки: у нас жесткие интервалы отгрузок, и нет времени на исправление ошибок.
Мы подбираем надежных людей для команды. Часто приходится страховать друг друга, и каждому должно быть комфортно взаимодействовать с коллегами. Особенно обращаем внимание на опыт, поскольку в нашем деле аккуратность и работа руками на первом месте.
Чтобы проверить умения кандидатов, наши мастера в процессе обучения намеренно допускают ошибки и наблюдают, заметят ли их новички. Так мы проверяем внимательность кандидатов.
Взаимодействие с партнерами
В российском бизнесе все построено на доверии. С одной стороны, это удобно — можно договориться о доставке в тот же день или на условиях постоплаты. Но, с другой стороны, бывают и обратные ситуации. Например, если привезли бракованный товар, то доказать что-либо или обменять его бывает крайне сложно.
К сожалению, не все комплектующие производятся в России. А в условиях санкций количество поставщиков ограничено, и по каждому из видов комплектующих необходимо иметь несколько поставщиков. Это не всегда возможно. У нас были ситуации с баннерным полотном, когда все поставки задержали на 2-3 недели. Пришлось проявить изобретательность: использовать старые возвраты и брать менее плотное полотно.
Повышение личной эффективности
Когда у тебя свой бизнес, выходных нет — нужно держать под контролем все процессы. При этом хочется уделять время семье и спорту. Я стремлюсь соблюдать баланс работы и жизни (work-life balance, как говорят американцы), но телефон всегда при мне. Снять стресс помогает йога и спорт. Раз в неделю я бегаю по 10 км, а также увлекаюсь музыкой.
Огромное спасибо семье за поддержку и понимание — даже мой восьмилетний сын старается помогать и уже хочет открыть свой детский бизнес.
Выстроенная система операционного управления значительно облегчает работу: можно проверить все показатели за минуту. Я доверяю своей команде, и это самое важное — в коллективе с взаимной поддержкой работа идет гораздо эффективнее.
Самое важное для меня — постоянное движение вперед. Когда пробуешь что-то новое и получаешь результат — это мотивирует. Так ты идешь дальше и ведешь за собой команду. Выйти из зоны комфорта мне помогает преподавание: я читаю курс «Маркетинговая аналитика» на MBA в РАНХиГС, а также участвую в конференциях. Общение с интересными людьми из разных сфер бизнеса помогает находить новые идеи и быть в курсе событий на рынке.