2014 год. Я получила высшее медицинское образование, прошла практику в ООН, вышла замуж, родила ребенка и заскучала. Мне очень нравился тайский массаж, поэтому я решила открыть спа-салон. Тогда я еще не знала, какие масштабные внешние и внутренние кризисы меня ждут впереди. Я ничего не понимаю в бизнесе У меня был стартовый капитал с продажи квартиры,… Читать далее Как в 23 года открыть спа-салон, пережить 3 кризиса и выйти на оборот 100+ млн
2014 год. Я получила высшее медицинское образование, прошла практику в ООН, вышла замуж, родила ребенка и заскучала. Мне очень нравился тайский массаж, поэтому я решила открыть спа-салон. Тогда я еще не знала, какие масштабные внешние и внутренние кризисы меня ждут впереди.
Я ничего не понимаю в бизнесе
У меня был стартовый капитал с продажи квартиры, и я решила на эти деньги купить франшизу. В первую очередь для себя, чтобы ходить на услуги. Страхов и предубеждений никаких не было, хотя мама отговаривала: «бизнес это нестабильно», «кому вообще нужны эти спа», «лучше квартиру в аренду сдавать».
При этом в бизнесе я вообще ничего не понимала. Тогда представляла его себе так: красивый интерьер, мастера, бухгалтер, который все считает, и администратор. Я вообще не понимала, что меня ждет, что из этого вырастет, мне просто нравилось заниматься дизайном интерьера, проектировкой спа.
Мастеров я приглашала из Таиланда. В этом помогала компания по франшизе. На месте администраторов сидели родственники. У меня тогда совершенно не было понимания, какие должны быть компетенции у сотрудников. Набирала я их просто наобум.
Выгорела до отвращения к бизнесу
Через 9–10 месяцев, когда первые трудности бизнеса были уже позади, я поняла, что хочу создавать свою концепцию и философию спа. Во-первых, из-за хорошего расположения и сервиса у меня сформировался премиум-сегмент, который франшиза уже не тянула. Во-вторых, я больше не хотела ассоциироваться с услугами классического тайского салона.
Но тут я столкнулась с новыми препятствиями.У меня не было никакой финансовой грамотности. Я ничего не понимала в стратегическом планировании и фин. учете, не знала, когда бизнес должен приносить прибыль, что такое себестоимость, теряла много денег. Поначалу я в принципе строила бизнес с убеждением, что работать надо за идею, а брать деньги стыдно.
Первый год я вывозила на адреналине и энтузиазме, но это не могло длиться вечно. Наступило опустошение, апатия, потому что 100% времени и все силы я вкладывала в то, чтобы разобраться во всех внутренних процессах. Пыталась всё контролировать, не доверяла администраторам, многие обязанности персонала брала на себя. В отпусках всегда была на телефоне, а в голове крутились одни и те же мысли: «обязательства, ответственность, контроль».
24/7 я принадлежала своему бизнесу и выгорела до отвращения к нему. Он превратился для меня в кабалу. Я вообще перестала понимать, ради чего так мучаюсь и зачем мне все это нужно. Масло в огонь подливали социальные нормы. Я думала, что все скажут, что я неудачница и ужасная мать.
Они все воруют
В начале бизнес-пути я не понимала, как выстраивать коммуникацию с сотрудниками: быть властной или налаживать дружеские отношения.
Не было никакой корпоративной культуры, каждый сотрудник ориентировался на свой внутренний компас, что, конечно, негативно сказывалось на клиентском сервисе.Учиться доверять мне тоже пришлось. Поначалу я параноидально следила за всеми действиями сотрудников: отслеживала по камерам, слушала звонки, вела учет рабочего времени, подозревала. Ни о каком процветании речи не шло.
Но компания росла, и я уже не могла осилить все производственные процессы, поэтому вынужденно перешла в позицию доверия. Взращивала в себе внутреннюю силу принимать ошибки других, доверять, не бояться потерять. Конечно, порой приходилось разочаровываться, но это было лучше, чем борьба с ветряными мельницами — страхом доверия.
Сейчас я понимаю, что если бы тогда не научилась делегировать операционку и рутинную работу, то загнулась бы от непосильной ноши и превратила бы свой бизнес в нечто посредственное и заурядное.
Мой бизнес всегда рос в кризис
За 9 лет в бизнесе я столкнулась с 3 крупными кризисами:
- валютный кризис 2014 года;
- пандемия COVID-19;
- недавние события, связанные с СВО.
Второй совпал еще и с личным кризисом — я родила ребенка. Балансировать между бизнесом и семьей было очень сложно. Я корила себя за то, что мне интересно в бизнесе, а вечерами бежала к ребенку с чувством вины.
Но каждый кризис — это точка невозврата, встряска мышления и трансформация. И если найти ресурс пройти его, то он сработает только в плюс: даст много опыта и силы, расширит масштаб мышления, увеличит оборот. Так сработало и у меня. В кризисы мой бизнес всегда рос. В период пандемии я поняла, что могу развиваться дальше и открыла второй спа-салон Deva Monoi, самый большой и значимый.
В прошлом году мой бизнес пережил глобальную трансформацию: я открыла клинику биохакинга и косметологии Quant Qulto, создала группу компаний с разными концепциями и сервисом.
Сейчас у меня большой штат сотрудников, сильная корпоративная культура, автоматизированные бизнес-процессы, а годовой оборот превышает 100 млн рублей. Я много инвестирую в команду, генерю идеи через визионерство, максимально выхожу из операционки и больше не сижу в офисе, распределяя зарплаты и контролируя действия сотрудников. Но путь к этой точке занял 9 лет. 9 лет страхов и преодолений, ошибок и падений, зависти и предательства, рисков и побед.
ТОП-5 главных советов начинающим предпринимателям
- Разрабатывайте стратегию развития бизнеса, учитесь оценивать бизнес-реальность и проводить аудиты.
- Формируйте эффективную орг. структуру и развивайте навыки делегирования.
- Расширяйте мышление: мыслите не на уровне бизнеса, а на уровне индустрии.
- Ставьте себя выше, чем свой бизнес и выстраивайте комфортные для себя бизнес-процессы.
- Помните, что бизнес не может развиваться без кризиса.