«Не будь выскочкой!», «Я — последняя буква в алфавите», «Много хочешь — мало получишь», «А губа не треснет?», «Подрастешь — поймешь, а пока сиди молча», «Я лучше знаю, а ты не умничай» — знакомые фразы? Если вы — родитель, обратите внимание на фразы, которые слышит от вас ребенок. Взрослые недооценивают значимость случайно брошенных слов, а… Читать далее Как родители сами программируют ребенка на бедность и несчастье
«Не будь выскочкой!», «Я — последняя буква в алфавите», «Много хочешь — мало получишь», «А губа не треснет?», «Подрастешь — поймешь, а пока сиди молча», «Я лучше знаю, а ты не умничай» — знакомые фразы?
Если вы — родитель, обратите внимание на фразы, которые слышит от вас ребенок. Взрослые недооценивают значимость случайно брошенных слов, а ведь именно они могут повлиять на будущее растущего человека. Из сказанного взрослыми формируется каркас детского восприятия себя и мира вокруг.
Так, слово за словом, день за днем, родители способны сформировать у ребенка «выученную беспомощность». Этот термин впервые ввел психолог Мартин Селигман и он обозначает слабость, пассивность, зависимость от других, несамостоятельность, отсутствие внутренней опоры и навыков контроля над собственной жизнью.
Такие дети вырастают либо у гиперзаботливых родителей, либо у строгих и контролирующих, в чьей системе координат не допускается выход за установленные рамки, а любое отклонение наказуемо.Потерянные люди — бедные люди
Когда родители чрезмерно опекают ребенка, растят его как в инкубаторе, не дают проявлять инициативу, нарушают границы, навязывают свое мнение и принимают за него все решения, не позволяют ошибаться и получать собственный опыт, то такой ребенок вырастает зависимым от чужого мнения, неспособным к самореализации. А значит, для него будут закрыты и финансовые перспективы.
Примерно такая же картина складывается и с детьми, прошедшими «спартанское» воспитание у чрезмерно доминирующих, строгих родителей. Как правило, в будущем такие люди сталкиваются с кризисом смыслов, ощущают себя потерянными, выполняют множество задач, но не испытывают удовлетворения от себя и своей жизни. Они не чувствуют себя по-настоящему счастливыми, потому что изначально идут вразрез со своей природой, не знают своего предназначения, так как за них все решили. Потерянные люди не понимают, кто они и чего хотят, в чем их цель в жизни.
В повседневных задачах они не проявляют инициативу и энтузиазм, ждут, пока им поставят задачу, пока им скажут и укажут, что делать, и делают это ровно так, как привыкли с детства. В глобальном смысле это люди с отрицательной «Я-концепцией». Внутри они чувствуют себя лишними, недостаточными, относятся к себе негативно, что отражается на всех сферах их жизни, включая финансовое состояние. Они становятся хорошими исполнителями с заниженной самооценкой, отчаянно служат другим в поисках одобрения и похвалы, готовы полностью отдавать себя работе в ущерб себе, причем часто за сущие копейки.
Если вы — родители, перестаньте усердно пытаться воспитывать детей «под себя», делать их такими, какими вам удобно. Гораздо правильнее адаптировать ребенка не под себя, а под большой мир, в котором ему предстоит жить, — изменчивый, нестабильный мир, где важно уметь реализовывать себя, совершать выбор, исходя из своих целей и желаний, проявлять лидерские качества, оценивать себя по достоинству и получать оплату, соразмерную своим талантам и способностям.
Прилежные дети, конечно, становятся отличными экспертами и специалистами, но, как правило, не умеют зарабатывать большие деньги. Отсюда и распространенное выражение современности: «Если ты такой умный, то почему тогда такой бедный?».
Как избежать катастрофы — вырастить слабого человека?
Ниже приведен список базовых рекомендаций, которые помогут заложить в ребенка фундамент самостоятельной и сильной личности:
- предоставляйте возможность самостоятельного выбора (например, одевая малыша в садик, спрашивайте, какую футболку он выбирает; на десерт предлагайте альтернативу: яблоко или грушу и т. д.);
- поддерживайте выбор, сделанный ребенком (например, словами: «Мне нравятся твои идеи!»);
- говорите: «Я люблю тебя таким, какой ты есть» (чем чаще ребенок слышит это от значимых взрослых, тем крепче его внутренняя опора и тем меньше вероятность формирования отрицательной «Я-концепции»);
- избегайте оскорблений (если родители обзывают ребенка, у него появляется навык терпеть нарушение своих границ, что в перспективе сделает его слабым и зависимым);
- поощряйте инициативу, разрешайте ребенку самому выполнять действия, пусть даже неидеально и неаккуратно (так он не будет во взрослом возрасте отсиживаться в стороне, чувствуя себя лишним);
- позволяйте проявлять свой, пусть и непростой, характер (родителям бывает сложно выдерживать такие проявления, но важно помнить, что лидерская натура помогает добиться вершин в своем деле, а «хорошие девочки» и «послушные мальчики» финансовых успехов не достигают).
Денежные установки и их влияние на сознание ребенка
Многим в детстве твердили: «Не в деньгах счастье», «Деньги — не главное в жизни», «Честным путем много не заработаешь», «Деньги — зло», «Деньги портят человека» (список можно продолжить). Так родители транслируют детям свои денежные (а вернее, антиденежные) установки, закладывая в сознание стратегию бедного человека.
Финансовый успех зависит не столько от внешних обстоятельств, сколько от внутреннего состояния, отношения к деньгам и готовности брать на себя ответственность за свою жизнь.
Например, ребенок, которому внушали, что «деньги — это зло», во взрослой жизни может подсознательно избегать больших заработков и бояться состоятельных людей. Он выберет более «безопасную» бедную среду.
Либо постоянные отсылки родителей к отсутствию денег и фраза «Мы не можем себе этого позволить» формируют дефицитное мышление. В перспективе взрослый человек будет считать, что тратить деньги на себя — плохо, что можно обойтись малым.
Вместо этого лучше говорить, что деньги — это инструмент возможностей, что зарабатывать можно с удовольствием, а достойная оплата — это норма. Ребенок должен понимать, что деньги позволяют получать хорошее образование, качественную медицину, путешествовать, заботиться о близких. Деньги дают свободу выбора: где жить, на чем ездить, чем питаться, как отдыхать.
Мышление богатого человека
Мышление изобилия — это не врожденный талант, а набор навыков и привычка смотреть на вещи определенным образом, иное восприятие себя и мира.
Креативность и нестандартный подход
Люди с мышлением богатого человека придумывают новые вещи и мыслят нестандартно, находят решения там, где другие даже не стали бы искать. Способность интуитивно распознавать потенциально успешную идею важна в заработке денег как ничто другое. Учите ребенка быть автором и разработчиком всевозможных идей, поощряйте креативность, развивайте навыки придумывать и воплощать свои задумки в жизнь. Иначе говоря, учите предпринимать нестандартные решения, тестировать идеи, увлекаться процессом и следовать своей цели.
Стратегическое мышление, гибкость и адаптивность
Ставьте перед ребенком задачи, требующие обдумывания и поиска решений. Учите анализировать ситуации, продумывать и планировать свои действия, как игрок в шахматы, — на несколько шагов вперед, а затем проверять на практике, как их стратегия сработала. Обращайте внимание ребенка на нетипичные задачи и препятствия, которые нужно преодолевать. Это помогает развивать способность адаптироваться, импровизировать, выходить за рамки привычного и искать новые решения, что также формирует навык нахождения выхода из нестандартных ситуаций. Всё точно так же, как в заработке денег, где необходима гибкость, способность реагировать на динамичную среду, принимать изменения и приспосабливаться к новым условиям.
Фокус внимания и настойчивость
Детям нравится решать задачи и преодолевать трудности. Показывайте ребенку, как важно фокусировать внимание, концентрироваться, сосредотачиваться, подмечать детали и предугадывать опасности. Объясняйте, что некоторые задачи могут быть сложными и требовать нескольких попыток. Это развивает такие качества, как настойчивость, готовность преодолевать трудности, умение не сдаваться на полпути и доводить дело до конца.
Широта мышления, креативность, стратегический подход, гибкость и настойчивость помогут ребенку в будущем создать свой проект, стать предпринимателем и обеспеченным человеком. Разве это не достойная цель?
Можно ли изменить установки во взрослом возрасте?
Если вы фиксируете у себя негативные убеждения, влияющие на вашу жизнь, их можно изменить. Освобождение от внутренних ограничений приведет и к позитивному формированию денежного мышления у вашего ребенка.
Сделать это можно, например, с помощью рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ), которая помогает выявлять и корректировать иррациональные убеждения.
Любите себя и своих детей! Помните: ваша главная задача как родителя — быть самому счастливым и самодостаточным, а также подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Это значит — заложить в нем правильное отношение к деньгам и их роли в жизни.