По данным ФНС, в 2024 году количество индивидуальных предпринимателей, ликвидировавших свои предприятия, достигло почти 70% от числа зарегистрированных за это же время: на 983 311 открытых ИП пришлось 685 521 компанию, прекратившую деятельность. На практике одна из наиболее частых причин закрытия предприятий — финансовая неустойчивость.
О том, как не позволить убыткам разрушить бизнес, рассказала Наталья… Читать далее Скрытые убытки малого бизнеса: где искать и как оптимизировать?По данным ФНС, в 2024 году количество индивидуальных предпринимателей, ликвидировавших свои предприятия, достигло почти 70% от числа зарегистрированных за это же время: на 983 311 открытых ИП пришлось 685 521 компанию, прекратившую деятельность.
На практике одна из наиболее частых причин закрытия предприятий — финансовая неустойчивость. О том, как не позволить убыткам разрушить бизнес, рассказала Наталья Самусенко, финансовый директор, эксперт и бизнес-наставник в сфере финансового учета.
Где искать убытки?
Как врач начинает работу с пациентом со сбора анамнеза, так и финансист при анализе убытков должен получить полную картину всех имеющихся расходов. Чем полнее и точнее будут данные, тем глубже удастся погрузиться в анализ. Чтобы определить, где именно скрываются убытки бизнеса, необходимо проделать следующие шаги.
Шаг 1
На первом этапе нужно систематизировать расходы, разбить их на группы и детализировать. Прежде всего, необходимо определить, к какой категории относятся траты: к постоянным или переменным расходам.
Переменные расходы меняются при изменении объема продаж. Если бизнес работает больше — они растут, если меньше — снижаются.
К ним относят:
- затраты на сырье, материалы,
- расходы на производство товара или оказание услуги,
- заработную плату сотрудников, занятых в производстве или оказании услуг (сборщики, швеи, тренеры и др.),
- налоги на фонд оплаты труда (ФОТ) этих сотрудников.
Постоянные расходы не привязаны к объему проданных товаров или оказанных услуг напрямую. Даже если объем продаж снизится или возрастет, эти расходы останутся неизменными, и их придется оплачивать в любом случае. К ним относятся:
- аренда,
- коммунальные платежи,
- административные затраты,
- подписки на ПО, расходы на бухгалтерское обслуживание и др.,
- заработная плата административного и обслуживающего персонала (руководители, бухгалтерия, HR, юристы, IT-специалисты и др.),
- налоги на ФОТ управленческого и административного персонала.
Шаг 2
Необходимо определить, какие затраты неизбежны (например, аренда, зарплата), а какие можно оптимизировать, например, маркетинговые или транспортные расходы.
Шаг 3
Следующий шаг — выявление самых весомых и растущих категорий расходов. Важно анализировать это вместе с показателями и метриками компании: если затраты на определенную статью расходов возрастают, необходимо сопоставить их с результатами. Например, если на маркетинг потрачены значительные суммы, но продажи при этом не растут, следует искать проблему в рекламных каналах, качестве лидов или самом предложении.
Шаг 4
Данные необходимо анализировать не только в конкретный момент, но и сравнивать цифры за разные периоды (месяц к месяцу, год к году), чтобы выявить резкие скачки или устоявшиеся тренды.
Шаг 5
Часто собственники недооценивают «скрытые» затраты, например, избыточные складские площади или неэффективную рекламу. Важно регулярно проверять подписки, сервисы, банковские комиссии. Небольшие регулярные платежи могут суммарно складываться в значительные суммы. Поиск скрытых затрат — обязательный этап анализа расходов.
Введение мер оптимизации
После того как неэффективные затраты выявлены, можно приступить к их оптимизации: изменить контрактные условия, сменить поставщиков и т. д. Конкретный алгоритм корректировки зависит от выявленных проблем. Процесс оптимизации расходов важно отслеживать в динамике: во время регулярного мониторинга алгоритм можно корректировать для достижения наилучшего результата.
Когда нужно бить тревогу?
Анализ расходов — это не разовая процедура, а часть финансовой дисциплины бизнеса. Оптимально проводить его еженедельно или ежемесячно, а в некоторых случаях (например, сверка остатков на счетах) даже ежедневно. Анализ особенно важен при стратегических изменениях или финансовых вызовах. Наталья Самусенко назвала несколько признаков, требующих глубокой проверки расходов:
Снижение маржинальности или прибыли при стабильной выручке. Например:
- Компания клиента торгует на маркетплейсе товарами собственного производства.
- Оборот за 2024 год составил 403 млн рублей.
- Маржинальность падает.
Выяснили, что некоторые товары продавались в убыток из-за роста себестоимости, но активно продвигались через рекламу.
Решение: отказаться от нерациональных скидок и пересмотреть маркетинговую стратегию.
Рост кредиторской задолженности или кассовые разрывы.
- Когда деньги в бизнесе есть, но не хватает ликвидности.
- Оборотный капитал — разница между активами (деньги, товары, дебиторская задолженность) и обязательствами (долги, аренда, налоги).
Резкие скачки в отдельных статьях затрат. Если за короткий срок расходы значительно выросли, требуется анализ их обоснованности.
Изменения в бизнес-модели. Новый продукт, выход на новый рынок или реструктуризация требуют пересмотра бюджета.
Сезонные или отраслевые скачки. Важно учитывать изменения в расходах до и после высоких сезонов.
Потребность в инвестициях или кредитовании. Перед привлечением средств нужно убедиться, что бюджет не имеет «дыр».
Любому бизнесу, независимо от масштаба, важно вести учет и анализ расходов. Для малого бизнеса это особенно критично.
Когда бизнес мал и стабилен, можно самостоятельно проводить периодический анализ. Если планируется рост или наблюдаются финансовые трудности, привлечение финансового специалиста поможет избежать убытков и сделать бизнес прибыльным. Чем раньше наладить финансовый контроль, тем проще избежать кризисов.