Верите ли вы в судьбу? Психология, тем временем, уже давно говорит о предопределённости, но создана эта предопределённость не Высшими чинами в Небесной канцелярии, а самими людьми. Эрик Берн, создатель направления в психологии «транзактный анализ», известный своим трудом «Игры, в которые играют люди», ввёл в психологическую парадигму понятие жизненных сценариев.
По Берну, сценарий — это план,… Читать далее Жизненный сценарий, который управляет вами: раскройте секрет и измените свою судьбу!Верите ли вы в судьбу? Психология, тем временем, уже давно говорит о предопределённости, но создана эта предопределённость не Высшими чинами в Небесной канцелярии, а самими людьми.
Эрик Берн, создатель направления в психологии «транзактный анализ», известный своим трудом «Игры, в которые играют люди», ввёл в психологическую парадигму понятие жизненных сценариев. По Берну, сценарий — это план, в котором записаны важнейшие события жизни, и «создаётся» этот план на базе детства человека, из принятых им тогда решений.
Какие решения может принять маленький ребёнок? Берн говорил о том, что сценарий начинается с решения, которое принимает Взрослый (речь идёт о внутреннем Взрослом) в маленьком ребёнке.
К слову, Эрик Берн является автором известной модели эго-состояний, основанной на том, что при взаимодействии с миром человек пребывает в определённом эго-состоянии, которых всего три:
- состояние Взрослого;
- состояние Родителя;
- состояние Ребёнка.
Часто именно состояние Ребёнка мешает нам, уже взрослым, проживать трудности и справляться с разными ситуациями. Цель транзактного анализа состоит в том, чтобы очистить состояние Взрослого от травматичного опыта, заложенного в детстве.
Как формируется жизненный сценарий?
Маленький ребёнок на основе доступной ему информации решает, что определённая жизненная позиция, какие-то конкретные ожидания и определённый жизненный путь являются правильным разрешением проблемной ситуации, в которой он находится. Суть этой ситуации всегда заключается в конфликте между желаниями ребёнка и запретами, которые ставит перед ним его семья.
Например, родители запрещают ребёнку быть спонтанным и естественным, говоря что-то вроде: «Не ходи по лужам», «Не прыгай», «Не кричи», «Не балуйся». Вырастая, такой человек не сможет опираться на собственные потребности и желания и будет всегда в поиске того, кто даст «верный» совет о его жизни.
Идеи Берна активно развивали Мэри и Роберт Гулдинг, авторы книги и направления «Психотерапия нового решения». Они проанализировали большое количество запретов и выделили 11 деструктивных предписаний, на основе которых, по мнению авторов, человек принимает все решения в своей жизни. Разумеется, это происходит неосознанно, так как «решения» мы принимаем в детстве. Они прочно укореняются в подсознании и составляют основу жизненного плана.
11 деструктивных родительских предписаний, выделенных Гулдингами
- «Не делай».
- «Не будь».
- «Не сближайся».
- «Не будь значимым».
- «Не будь ребёнком».
- «Не взрослей».
- «Не добейся успеха».
- «Не будь собой».
- «Не принадлежи».
- «Не будь здоровым».
- «Не чувствуй».
В книге можно найти и двенадцатое предписание — «Не думай», которое выделено отдельно.
Из личного опыта могу сказать, что предписание «не будь» является самым опасным, ведь буквально забирает у человека право на жизнь. Такие люди чувствуют себя недостойными жизненных благ, прибегают к самобичеванию и разным другим видам деструктивного поведения, вплоть до увлечения экстремальными видами деятельности и суицида.
Предписание «не делай» исходит часто от гиперопекающих родителей и приводит во взрослом возрасте к пассивности и разным её формам: депрессиям, прокрастинации, страху ошибиться. У людей с этим предписанием высокая тревожность, доходящая до панических атак.
Предписание «не сближайся» часто создаёт травмы отвержения, когда родитель не в состоянии выстроить тёплую, эмоциональную связь с ребёнком. У такого взрослого есть ощущение, что близкие отношения приносят боль и опасность, поэтому лучше их не начинать или держать в них максимальную дистанцию. В проявлениях это выражается в безэмоциональности, холодности, недоверии, отстранённости.
Предписание «не будь значимым» обычно даётся в семьях с авторитарным стилем воспитания, когда основной способ взаимодействия строится на обесценивании и осуждении. Вырастая, люди думают о себе что-то вроде: «Я никто», «У меня нет ни на что права». Проявляется такой сценарий в низкой самооценке, нерешительности, отсутствии амбиций. Бывает наоборот — человек стремится к сверхдостижениям, чтобы всё же доказать свою значимость.
Предписание «не будь ребёнком» часто встречается в семьях, где есть младшие братья, сёстры и/или один родитель. Ребёнку внушается, что он уже большой (объективно это не так), на него переносится ответственность: «Ты моя опора», «На тебя надежда». Вырастая, такие люди становятся гиперответственными, уходят в трудоголизм, имеют сложности с расслаблением, отдыхом, получением положительных эмоций.
Предписание «не взрослей» проявляется в форме: «Тебе ещё рано», «Никто тебя так не полюбит, как мама». Вырастая, человек, имеющий сценарий, основанный на этом предписании, сталкивается со сложностями в отношениях, так как будет привязан к родительской семье, ему сложно брать на себя ответственность.
Предписание «не добейся успеха» формулируется во фразах: «У тебя не получится», «Руки не из того места», «Лучше синица в руках…». У взрослого есть стойкое ощущение, что бесполезно пробовать что-то делать — всё равно не выйдет. Либо есть большой страх потерпеть неудачу, либо, наоборот, страх успеха, в случае которого он будет чувствовать себя предателем.
Предписание «не будь собой» проявляется в посланиях вроде: «Мы хотели мальчика, а родилась ты», «Ты — копия отца-неудачника», «Я в твоём возрасте уже…». У взрослого, выросшего в этом сценарии, есть идея о себе: «Такой, какой я есть, я не подхожу, я плохой, неправильный». Это порождает ненависть к себе, чувство вины, стыд, что приводит к патологическому перфекционизму и постоянному желанию себя переделать.
Предписание «не принадлежи» проявляется в позиции, построенной на значимости социального ранга: «Помни, кто ты и из какой ты семьи». Во взрослом возрасте могут быть ощущения отчуждённости, замкнутости, отсутствие коммуникативных навыков, недовольство окружающими.
Предписание «не будь здоровым» формируется, когда ребёнка воспринимают как слабого и больного. Во взрослом возрасте это убеждение может звучать в голове как: «Я больной». На этом фоне часто появляется ипохондрия, гиперчувствительность, соматизация.
Предписание «не чувствуй» передаётся фразами вроде: «Не злись», «Не плачь», «Не бойся». Взрослый, выросший с этим посланием, становится человеком, у которого нет связи со своими чувствами. Ему кажется, что чувства и эмоции — это плохо, от них одни проблемы. В этом сценарии часто встречаются психосоматические заболевания и телесные зажимы, так как нет контакта с телом.
Последнее предписание — «не думай» — возвращает ребёнка к собственной глупости: «Делай, как говорят», «Не рассуждай», «Самый умный, что ли?», «Какой ты бестолковый». Это приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе, отсутствию собственного мнения, неумению принимать решения и делать выбор.
Сценарий — это тотально?
В любой сценарной программе многое зависит от того, было ли что-то хорошее в отношениях со взрослыми. Тогда рядом с деструктивным предписанием могут соседствовать хорошие представления о себе, и это облегчит напряжение, вызванное посланием, и будет помогать во взрослой жизни.
Хорошая новость заключается в том, что сценарии имеют начало, течение и исход. Чем раньше человек обнаружит свой сценарий, решение, на котором этот сценарий построен, и результат, к которому человек должен прийти в соответствии с этим сценарием, тем раньше он может его изменить.
Изменения действительно возможны, ведь сценарий основан на сознательно принятых решениях, которые мы продолжаем принимать каждый раз уже и во взрослой жизни. Поэтому он может быть модифицирован или отменён таким же сознательным решением.
Это возможно сделать в хороших, качественных отношениях, где на нас будут смотреть другими глазами, — и тогда наше отношение к себе изменится, — или в психотерапии, где проводится работа по исследованию сценария и изменению решений.