По данным IBM Global AI Adoption Index 2022, 35% международных компаний сообщили, что используют ИИ решения в своем бизнесе, а еще 42%, что изучают эти возможности. При этом, в 26% компаний эта технология повышает вовлеченность клиентов, коэффициент конверсии и рентабельность EBITDA. Таким образом ИИ имеет безграничный потенциал применения в маркетинге.
О ключевые определениях, преимуществах, вызовах,… Читать далее Экономия и продажи! Почему нужен ИИ в маркетинге?По данным IBM Global AI Adoption Index 2022, 35% международных компаний сообщили, что используют ИИ решения в своем бизнесе, а еще 42%, что изучают эти возможности. При этом, в 26% компаний эта технология повышает вовлеченность клиентов, коэффициент конверсии и рентабельность EBITDA. Таким образом ИИ имеет безграничный потенциал применения в маркетинге.
О ключевые определениях, преимуществах, вызовах, примерах использования и пошаговом руководстве по интеграции ИИ в маркетинговую кампанию рассказывает Анна Кирина, эксперт по коммуникациям в IT-сфере.
Что такое маркетинг на основе искусственного интеллекта
ИИ-маркетинг — это процесс использования возможностей искусственного интеллекта (сбор данных, анализ, обработка естественного языка, машинное обучение) для получения информации о клиентах. А также для автоматизации в принятии маркетинговых решений. Сегодня технологии ИИ широко используются для создания контента, улучшения качества обслуживания клиентов и получения более точных результатов.
Примеров использования искусственного интеллекта в маркетинге множество, ведь технология позволяет улучшить практически все: от постов в социальных сетях до email-рассылок и управления контентом.
Рассмотрим подробнее.Генерация контента
Запуск платформы генеративного ИИ ChatGPT от OpenAI в ноябре 2022 года привел к появлению новых вариантов использования ИИ. Применение технологии для создания контента может сэкономить время и деньги маркетинговых команд. Например, через создание блогов, рекламных сообщений, текстов для копирайтинга и электронных писем, тематических реплик, видео субтитров и прочей информации, ориентированной на целевую аудиторию.
Сегментация аудитории
ИИ помогает компаниям разумно и эффективно разделять своих клиентов по различным признакам, интересам и поведению. В результате это приводит к повышению конверсии таргетинга, эффективности маркетинговых кампаний, новым лидам и, как результат, большей рентабельности инвестиций.
Чат-боты для обслуживания клиентов
Маркетологи все чаще изучают возможности использования чат-ботов с искусственным интеллектом для улучшения обслуживания. После обучения эти боты могут взаимодействовать с клиентами вместо сотрудников, помогать оперативно решать вопросы и повышать удовлетворенность покупателей.
Программная реклама
Программная реклама — это автоматизация покупки и размещения рекламы на веб-сайтах и в приложениях. ИИ значительно расширил возможности по ведению такой рекламы, используя историю клиентов, их предпочтения и контекст для предоставления объявлений с более высоким коэффициентом конверсии.
Поисковая оптимизация
Внедрение решений на основе искусственного интеллекта для улучшения поисковой оптимизации (SEO) помогает маркетологам повысить рейтинг страниц и разработать более продуманные стратегии.
Электронная коммерция
ИИ помогает компаниям улучшить программы электронной коммерции и возможности цифрового маркетинга, позволяя точнее понимать потребности и покупательские привычки клиентов, автоматизировать задачи и упрощать рабочие процессы.
Преимущества и вызовы от использования ИИ в маркетинге
Как и в случае с другими новыми технологиями, использование ИИ в маркетинге сопряжено как с преимуществами, так и с трудностями. Организации, которые раньше не использовали ИИ, проявляют осторожность. Начиная с поддержания качества больших массивов данных, необходимых для обучения ИИ, и заканчивая соблюдением законов о конфиденциальности в этой области. Однако предприятия с правильно подобранным ИИ инструментарием получают множество преимуществ.
Быстрое и обоснованное принятие решений
Маркетинговые команды, оснащенные инструментами ИИ, видят результаты своих усилий в режиме реального времени и при необходимости корректируют тактику. Платформы ИИ могут создавать стратегии и анализировать данные быстрее, чем человек, а также рекомендовать необходимые действия на основе анализа и исторических данных о клиентах.
Повышение рентабельности инвестиций в маркетинг
Инструменты с искусственным интеллектом не только помогают маркетологам определять эффективность кампаний в режиме реального времени. Эти инструменты могут определить каналы для медиазакупок и оптимальное размещение рекламы, основываясь на поведении клиентов. И обеспечить заинтересованным сторонам максимальную отдачу от инвестиций.
Расширенные возможности управления взаимоотношениями с клиентами (CRM)
Технологии ИИ помогают улучшить CRM-программы за счет автоматизации рутинных задач (например, подготовка данных о покупателях).
Значимые сведения из данных о клиентах
ИИ может выполнять предиктивную аналитику по клиентам, обрабатывая огромные объемы данных за считанные секунды. Эта информация пригодится для прогнозирования покупательского поведения, создания персонализированного контента и выявления клиентов в группе риска (оттока).
Вызовы
Обучение ИИ-решений
Как и люди, чтобы освоить новую задачу, технология ИИ требует обучения. Например, вы хотите решение, способное разговаривать с клиентами. Чтобы создать подобное приложение, понадобится большой объем информации о предпочтениях клиентов и специалисты по анализу данных, которые специализируются на обучении и смогут разработать необходимые алгоритмы.
Обеспечение качества и точности данных
Решения на основе искусственного интеллекта сильны настолько, насколько качественны данные, на которых они обучаются. Если данные не являются точными и репрезентативными, ответы и решения, которые сгенерирует инструмент, будут некачественными и неэффективными.
Соблюдение законов о конфиденциальности
Поскольку ИИ обучается на личной информации клиентов, необходимо строго регулировать ее использование. Компании, применяющие ИИ для маркетинговых инициатив, должны неукоснительно соблюдать требования законодательства.
По данным HFS Research, репутационный ущерб от ошибочных внедрений ИИ в СМИ усилил давление в Европе и Северной Америке в сторону более жесткого регулирования. Законодатели РФ призывают вносить главные принципы работы с ИИ в Цифровой кодекс и регулировать особенно чувствительные моменты, связанные с нейросетями.
Руководство по внедрению ИИ в маркетинг
Пять шагов по внедрению ИИ в вашу маркетинговую кампанию.
- Определите цели. Первый шаг к интеграции ИИ в маркетинговую кампанию — определение целей и ожиданий. Оцените, что получилось и что не получилось в прошлых кампаниях, и наметьте способы, с помощью которых ИИ поможет улучшить результаты. После всех согласований будет легче выбрать решение и установить ключевые показатели эффективности для оценки результата.
- Найдите специалистов. Специалисты по анализу данных или инженеры с опытом работы в ИИ обычно не входят в состав маркетинговых команд, однако их опыт и знания необходимы для успешной реализации процесса. У руководства компании появляется выбор: либо нанять необходимых сотрудников, либо обратиться к стороннему поставщику за помощью в обслуживании технологии. У обоих подходов есть свои плюсы и минусы, в первую очередь, связанные с уровнем инвестиций, на которые готова пойти организация.
- Соблюдайте законы о конфиденциальности данных. Один из самых больших вызовов, с которым сталкиваются компании, — это использование данных покупателей без нарушения законов конфиденциальности. Организации должны найти способы обеспечить безопасность и анонимность этой информации на протяжении всего процесса.
- Проверка качества данных. Успех маркетингового инструмента ИИ зависит от точности и релевантности данных, на которых он обучается. Инструменты искусственного интеллекта, настроенные на предположительных или ошибочных данных, естественно, не выработают полезные рекомендации. Поэтому первостепенное внимание стоит уделять именно качеству вводной информации.
- Выберите решение, которое подходит именно вам. Следует основательно изучить различные типы маркетинговых приложений и как они используются другими компаниями. Если вы выполнили первые четыре шага, то последний шаг будет самым простым.
Некоторые примеры использования ИИ-решений в компаниях
В нашей стране технология активно используется «Яндексом» для написания музыки, стихов, предсказания погоды, управления беспилотным транспортом, распознавания речи и изображений.
Компания Lily AI (США) производит маркетинговое программное обеспечение для электронной коммерции. С помощью искусственного интеллекта генерируются персонализированные рекомендации по товарам на основе поисковых запросов пользователей. Система добавляет каждый запрос пользователя в курируемый список.
Поисковые объявления Google (США) позволяют маркетологам вводить до 15 заголовков и четырех строк описания. С помощью Google Ads можно адаптировать объявления к географическому диапазону, бюджетным ограничениям и прочим факторам. Этот инструмент сочетается с Google Cloud, который опирается на ИИ и машинное обучение, чтобы предоставить дополнительные сведения о целевой аудитории.
С помощью технологии компания «АльфаСтрахование» связывается с клиентами для продления полисов, обзванивая клиентскую базу без участия операторов. ИИ валидирует базу, а мобильные сообщения со ссылкой на продление полиса направляются только заинтересованным клиентам.
ИИ-ассистент IBM Watson (США) находит потенциальных клиентов, подбирает релевантный креативный контент и вовлекает аудиторию в беседы. В результате появляются эффективные способы расходования маркетинговых бюджетов и формируются рекламные кампании с учетом интересов конкретных людей.
Contentful (Германия) использует искусственный интеллект для создания цифровых инструментов, позволяющих брендам создавать омниканальный клиентский опыт. Среди решений — автоматизация повторяющихся задач и генератор контента.
Smartly.io (Финляндия) — рекламная платформа для социальных сетей, которой доверяют Uber и eBay. Используя возможности искусственного интеллекта, Smartly улучшает управление кампаниями и производство креатива, а также предоставляет информацию для оптимизации рекламных стратегий по различным каналам.
Affectiva (США) помогает брендам получать информацию из качественных наблюдений с помощью инструментария эмоционального ИИ. Опираясь на такие функции, как датчики и веб-камеры, компания способна диагностировать эмоциональную реакцию потребителей на маркетинговый контент. На основе этих анализов команды могут переработать сложно воспринимаемый контент, подчеркнуть привлекательные элементы и создать положительный опыт взаимодействия с брендом.