На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хотел заниматься пищевым ритейлом, а открыл школу программирования

Что мы делаем? Учим школьников программировать в офлайне, а также графическому дизайну. Есть направление по подготовке к ИТ-олимпиадам. От нашей школы есть прямая польза в формате «вкатиться в ИТ» как можно раньше. А есть и косвенная: как ни странно, мы решаем вопрос с зависимостью от телефонов. Точнее, показываем, как превратить гаджеты из развлечения в рабочий… Читать далее Хотел заниматься пищевым ритейлом, а открыл школу программирования

Что мы делаем?

Учим школьников программировать в офлайне, а также графическому дизайну. Есть направление по подготовке к ИТ-олимпиадам.

От нашей школы есть прямая польза в формате «вкатиться в ИТ» как можно раньше. А есть и косвенная: как ни странно, мы решаем вопрос с зависимостью от телефонов. Точнее, показываем, как превратить гаджеты из развлечения в рабочий инструмент.

Ну и — возврат ответственности за свои проекты. Мы ведь не «музыкалка», где 90 % учится просто потому, что «мама так захотела». Знаю случай, когда детей наказывали лишением занятий программированием.

Как появилась идея открыть бизнес?

В один из мартовских дней 2018 года, наслаждаясь утренним кофе у окна, я стал свидетелем активной стройки. На месте будущих достопримечательностей района возводились станция метро и торговый центр, которых мы так долго ждали. Почему-то захотелось открыть бизнес именно в этом ТЦ.

Оставался главный вопрос — какой бизнес начать? Внезапно вспомнил о беседе с техническим директором колбасного производства. Три месяца назад, во время обсуждения сотрудничества по линии колл-центра, он обмолвился о запуске франшизы их предприятия. Особенно привлекательным было то, что даже человеку без опыта в пищевой индустрии было под силу организовать торговлю.

Требуемые инвестиции в 2 миллиона рублей казались вполне реальными.

Локация обещала быть идеальной: строящийся торговый центр, развивающийся район и будущий поток пассажиров метро. В воображении уже рисовались картины процветающей точки — длинные очереди за продукцией, внушительная прибыль и я, каждое утро, любуясь своим детищем с того же самого места у окна с чашечкой кофе.

Колбасный стартап

Мой путь к открытию колбасного магазина начался с двух основных задач: изучение условий франшизы и поиск подходящего помещения. Первый этап оказался неожиданно простым — после короткого общения с менеджером я получил полный пакет документов и презентаций.

Но вот с помещением начались сложности. Несмотря на то что требовалось всего 40–60 квадратных метров, найти подходящее пространство оказалось непросто. В строящемся ТЦ почти не было площадей. Мне предложили остров площадью около 40 м², рядом с кассами кого-то из Х5. Однако тут же выяснилось, что это не гарантировано, так как «Перекрёстки» имеют эксклюзивные права на торговлю продуктами в ТЦ.

Арендная плата оказалась 400 тысяч рублей в общей сложности, что мне показалось заоблачным — ведь до этого я имел дело только с офисными помещениями.

Для сравнения посмотрел цены на элитной «Столешке», где за 250 000 рублей можно было снять 100 м² на второй линии. Хотя расположение было привлекательным с точки зрения проходимости, перспектива не могла компенсировать невозможность наблюдать за своим бизнесом из окна.

Следующая попытка была связана с местной управляющей компанией, где на первых этажах домов были предусмотрены коммерческие помещения. Однако мой энтузиазм по поводу премиальной колбасы встретил прохладный приём: «Под продукты у нас уже всё занято». Это выглядело как районное регулирование рынка, чтобы избежать конкуренции между несколькими магазинами в одном доме.

Как назло, параллельно мой основной ИТ-бизнес столкнулся с проблемами, потребовавшими срочной смены офиса. Три недели команда работала удалённо, что можно считать своеобразной подготовкой к ковидному 2020 году. О колбасе временно забыли.

В процессе поиска нового офиса меня свело с девелопером, который строил жилые и коммерческие объекты. За обсуждением аренды я решил проконсультироваться о перспективах колбасного бизнеса с профессионалом. И его мнение кардинально изменило мой взгляд на ситуацию.

Оказалось, что премиальный продуктовый бизнес эффективен только при растущем благосостоянии населения. В условиях регулярных экономических колебаний даже обеспеченные люди отказываются от излишеств. Да и открытие магазина рядом с «Пятёрочкой» было бы бессмысленным — там не оценили бы качество продукции.

На вопрос о том, на чём россияне не экономят, последовал чёткий ответ: «На детях». Даже два детских сада в одном доме гарантированно будут востребованы.

Таким образом, колбасный проект провалился ещё на стадии идеи, и настало время переориентироваться на детский бизнес.

Сложности на старте

Запуск образовательного проекта начался с иллюзий о быстром успехе. Мы рассчитывали на ажиотаж, ведь в районе не было подобных школ. Однако реальность оказалась куда прозаичнее.

Маркетинговую кампанию запустили в социальных сетях — VK, его запрещённый аналог и Telegram. Результат оказался обескураживающим: ни одного отклика. Тайное размещение рекламных материалов у входа в соседнюю школу и в подъездах домов также не принесло желаемых результатов — объявления исчезали практически мгновенно.

Ситуация начала исправляться, когда менеджеры франшизы предоставили базу из 50 потенциальных клиентов. Дополнительные контакты удалось привлечь чуть позже через те же соцсети, хотя стоимость привлечения одного клиента в 6 000 рублей казалась тогда заоблачной (сейчас понимаю, что это вполне адекватные цифры для рынка).

Серьёзным препятствием стало отсутствие реальных фотографий учебного процесса. Стоковые изображения детей за компьютерами не вызывали доверия у потенциальных клиентов, и группы не набирались.

Для создания видимости активности пришлось организовать имитацию первого занятия. Мы собрали детей друзей и знакомых подходящего возраста, провели пробный урок, организовав после него небольшой праздник с пиццей. Родителям в знак благодарности вручили символические подарки, а начинающий преподаватель получил необходимый опыт.

Этот пробный урок обернулся первыми потерями — наш первый администратор уволилась спустя всего 48 часов работы, объяснив своё решение более выгодным предложением.

Хьюстон, у нас проблема!

Открытие образовательного центра столкнулось с двумя серьёзными проблемами.

Первая — неудачное время запуска. Мы начали работу в октябре, когда все места в детских кружках уже были распределены. Чтобы вписаться в этот рынок, нужно было начинать активную рекламную кампанию ещё в августе, а в сентябре проводить активную работу с родителями. К сожалению, в октябре родители уже не готовы менять расписание своих детей, даже если наш кружок программирования интереснее их текущего занятия по вырезанию поделок или китайскому языку.

Наши первые клиенты оказались довольно специфической аудиторией — это были родители, которые не пытались реализовать через детей свои несбывшиеся мечты, а действительно учитывали интересы и желания ребёнка. Типичная ситуация после пробного урока: «У вас замечательно, но у ребёнка уже четыре кружка, вернёмся в следующем году».

Вторая проблема — экономическая модель. Расчётная эффективность предполагала минимум 5 детей в группе. При фиксированной оплате преподавателя, чем больше учеников, тем ниже себестоимость обучения одного ребёнка. Но реальность оказалась иной: мы набрали группы по 8 человек, возможно, добавим ещё 1–2 в ближайшие две недели — и это на весь оставшийся учебный год. При этом неизбежен отток учеников, что создаёт риск получения убыточной группы.

Организация групп оказалась сложнее, чем просто набор учеников — требовалось грамотно распределить их для максимальной эффективности.

К декабрю 2018 года мы смогли набрать 30 учеников, но первоначальные ожидания от «готового бизнеса» постепенно развеивались. Теперь каждое утро, за чашкой кофе с видом на вывеску, приходила мысль: «А стоило ли оно того?»

Особенности образовательного бизнеса

Наш проект имеет определённую сезонность, хотя и не такую выраженную, как у продавцов мороженого. Основной учебный процесс привязан к графику средней школы: интенсивная работа с сентября по май. В летний период (май–август) наблюдается существенное снижение активности до 20–30 % от обычного уровня, при этом фиксированные расходы на аренду сохраняются.

С начала года стартуют продажи мест в летнем ИТ-лагере — это отдельный формат, который полноценно заработал только на третий год работы.

Достигнутые результаты

На сегодняшний день мы устойчиво прибыльны с понятной моделью роста. Важно отметить, что мы сфокусированы именно на коммерческой составляющей — это позволяет избежать распространённой проблемы образовательных проектов, когда стремление к социальной миссии приводит к отрицательной экономике.

За последний год количество филиалов выросло вдвое, достигнув 9 точек. Стратегическая цель — расширение сети до 50 офлайн-центров в Москве и организация летнего ИТ-лагеря вместимостью более 500 человек за сезон.

Рекомендации начинающим предпринимателям

  • Будьте готовы к основным сложностям в области продаж.
  • Если кажется, что у вас с продажами всё хорошо — проанализируйте текущий объём.
  • Делегирование продаж — это способ избежать личной ответственности за возможные неудачи в этой области.
Ссылка на первоисточник
наверх