В 2022 году уровень продаж большинства люксовых марок в России упал до рекордных 50–80% значений за последние пять лет. Причинами этого стали санкции и закрытие большинства люксовых бутиков после начала военной операции. Эти изменения существенно повлияли на fashion-сегмент. Стилисты столкнулись с проблемой подбора одежды для своих клиентов.
Яна Казарян, предпринимательница и основательница шоппинг-сервиса BEKAZ, рассказала… Читать далее Как российская предпринимательница переехала на Пхукет и основала международный шоппинг-сервисВ 2022 году уровень продаж большинства люксовых марок в России упал до рекордных 50–80% значений за последние пять лет. Причинами этого стали санкции и закрытие большинства люксовых бутиков после начала военной операции. Эти изменения существенно повлияли на fashion-сегмент. Стилисты столкнулись с проблемой подбора одежды для своих клиентов. Яна Казарян, предпринимательница и основательница шоппинг-сервиса BEKAZ, рассказала о том, как ей удалось адаптироваться к новым условиям и создать успешный международный проект с нуля по доставке люксовых брендов в Россию.
Главная миссия
Миссия моего проекта заключается в предоставлении гуманитарной помощи представителям люкс-сегмента. Я верю в справедливость и действую по принципу: если что-то мне не подходит — я это меняю. Эта философия особенно актуальна в свете введённых санкций против Российской Федерации, которые поставили мою деятельность как персонального стилиста в непростое положение: моим клиентам стало сложнее находить подходящие наряды.
В поисках решения данной проблемы я начала разрабатывать эффективную систему доставки для обеспечения клиентов качественной одеждой и аксессуарами по разумным ценам. Для реализации данной идеи я отправилась в Таиланд на полтора месяца в качестве туриста, чтобы обдумать стратегию и найти оптимальные решения для бизнеса.
Первые шаги
Находясь в Таиланде на отдыхе и параллельно создавая идеи о реализации проекта по доставке продукции люксовых брендов, я случайным образом познакомилась с туристами из Германии. Эта встреча оказалась ключевой: в процессе общения выяснилось, что они давно занимались ресейлом премиальных и люксовых брендов. Это была смежная ниша, однако немецкие коллеги также столкнулись с санкциями, но понимали, как можно с ними справиться.
По возвращении в Россию мы решили развивать наше сотрудничество, которое в итоге переросло в долгосрочное партнёрство, продлившееся более полутора лет. Совместная работа обеспечила стабильные поставки товаров в Россию и стала основой для создания компании с командой из более чем пятнадцати человек.
На тот момент в компании постепенно выстраивалась система логистики и налаживались бизнес-процессы. Спрос начал превышать предложение: приобрести люксовые вещи хотели не только клиенты, но и друзья, подписчики, а также те, кто приходил по «сарафанному радио».
Партнёрство оказалось одним из самых непростых аспектов бизнеса. С каждым днём становилось всё очевиднее, что динамика сотрудничества с партнёрами значительно меняется и не всегда в позитивную сторону. Разные подходы к ведению бизнеса, различия в менталитете, в восприятии рынка и стратегии развития привели к невыполненным обязательствам и огромному кассовому разрыву.
В определённый момент немецкий партнёр скрылся со значительной суммой клиентских денежных средств (свыше 30 тыс. €) и больше не выходил на связь. Все заказы, оплаченные клиентами, были закрыты за счёт собственных средств компании. В дальнейшем эта ситуация помогла мне пересмотреть взаимодействие с партнёрами и выстроить новый эффективный логистический канал.
Я обнаружила множество возможностей для организации поставок люксовых товаров напрямую из Таиланда. Во-первых, все заказы проходят через собственный склад и офис компании в стране, где я проживаю, — и это придало мне большей уверенности и независимости от настроения европейских партнёров. Во-вторых, между Россией и Таиландом дружественные отношения, и теперь мы доставляем заказы не за 14–21 день, как раньше, а всего за 3–5 дней с момента заказа. В-третьих, цены на украшения престижных ювелирных домов — Cartier, Tiffany, Bulgari, Chopard, Van Cleef и многих других — в Таиланде гораздо выгоднее, чем в Европе и во всём мире.
Управление командой
Управление командой также стало серьёзным испытанием для меня. Я открыла для себя, что эффективное руководство включает не только навыки делегирования, но и способность мотивировать команду, создавать комфортную рабочую атмосферу и обеспечивать прозрачность в коммуникациях. Для этого я разработала стандарты для сотрудников, которые позволили эффективно систематизировать рабочие процессы. С каждым из них чётко обсуждались и фиксировались должностные обязанности и персональные KPI, что позволило мне избежать неоправданных ожиданий и больше сосредоточиться на выполнении рабочих задач.
Есть чёткое понимание, за какой пул работ отвечает сотрудник как эксперт. В нише Instagram*, к сожалению, часто сталкивалась с тем, что наёмные молодые сотрудники в возрасте 19–20 лет запрашивали несоизмеримый уровень зарплаты в 170–300 тыс. рублей, при этом количество решаемых задач и потраченного на работу времени должно было сводиться к минимуму. Чтобы избежать фантомных ожиданий, ежемесячно каждый сотрудник подготавливает персональный отчёт по выполненным KPI.
Основные сложности, с которыми пришлось столкнуться
Все говорили мне, что байер — это работа мечты. Однако я столкнулась с гораздо большими сложностями, чем могла себе представить. Проблемы возникали каждый месяц: от постоянно растущего количества санкций до отсутствия опыта управления командой.
Санкции и логистика
К примеру, таможенные органы за последние несколько лет часто изменяли лимит беспошлинного ввоза. В соответствии с правилами таможенного союза норма беспошлинного ввоза воздушными видами транспорта с 1 апреля 2024 года составила 10 000 €. Чтобы изменить или продлить лимит, требовалось потратить на согласование около 2–3 недель. На это время доставка заказов практически «замораживалась», и компания терпела финансовые убытки, теряя клиентов.
Доверие клиентов
«Недоверие клиентов» — одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой мы столкнулись с самого начала. Я прекрасно их понимаю, ведь в России множество мошенников, недобросовестно ведущих бизнес и преследующих собственные корыстные интересы.
Были случаи, когда наш официальный телеграм-канал атаковали, организовав рассылку сообщений нашим клиентам от имени компании. К сожалению, мы были вынуждены навсегда закрыть комментарии. Теперь с менеджерами компании можно связаться только напрямую по ссылкам в шапке профиля в запрещённой социальной сети. Вопрос доверия и открытости к аудитории удалось повысить благодаря моему блогу в социальных сетях и личному участию в работе компании.
Конвертация валюты
Из-за прекращения работы Swift в России компании пришлось приложить максимум усилий, чтобы предложить клиентам выгодный курс для выкупа заказов день в день. В результате все транзакции начали проводить без посредников, что позволило предложить лучшие условия для клиентов.
Доставка товара
После трудностей, возникших в сотрудничестве с немецкими партнёрами, шоппинг-сервису удалось наладить доставку в течение 3–5 дней с момента заказа. Сейчас все заказы отправляются из Юго-Восточной Азии и из стран, дружественных России, что позволяет компании обеспечивать клиентам быструю доставку.
Трудности — новые возможности для развития
Важно воспринимать любые трудности как возможность для развития. Они помогают компании увидеть новые пути, которые сделают процесс получения доставок более удобным для клиентов.
Для этого нужно проанализировать текущие процессы и определить, где требуется улучшить их работу. Затем можно разработать стратегии оптимизации, которые помогут увеличить эффективность и сократить время, необходимое для обработки заказов. Кроме того, важно не забывать регулярно собирать обратную связь от клиентов. Это поможет лучше понять их потребности и ожидания, что, в свою очередь, позволит повысить качество обслуживания.
*Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ.