На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Как избавиться от туннельного мышления и открыть новые горизонты успеха

Туннельное (оно же тоннельное) мышление уже из названия предполагает некоторую ограниченность. В психологии его относят к когнитивному искажению, которое сильно сужает возможности мышления человека. Ведь он, как в туннеле, «ничего не видит по сторонам»: у него «есть только один путь», только одно решение, один вариант действий, одно мнение (обычно своё – «самое правильное»).

Убеждения такого… Читать далее Как избавиться от туннельного мышления и открыть новые горизонты успеха

Туннельное (оно же тоннельное) мышление уже из названия предполагает некоторую ограниченность. В психологии его относят к когнитивному искажению, которое сильно сужает возможности мышления человека. Ведь он, как в туннеле, «ничего не видит по сторонам»: у него «есть только один путь», только одно решение, один вариант действий, одно мнение (обычно своё – «самое правильное»). Убеждения такого «носителя» туннельного мышления крайне категоричны, что в бизнесе является одной из критичных ловушек мышления.

Давайте разберём по полочкам это явление и посмотрим, как его преодолеть.

Как формируется туннельное мышление?

Путь первый – фоновый

Нам с детства прививают послушание и границы. Вдобавок может быть строгий родитель, чьё мнение единственно верное. В школе за нас «точно знают, что и как думать и делать» – только вспомните, как мы тупо пересказывали слова учителя о том, что думал автор, когда писал то или иное произведение.
Главный вред такого воспитания в том, что за нас всё знают, своего мнения иметь нельзя. И вот спустя 20 лет мы уже своим детям транслируем то же самое, даже не осознавая, откуда оно взялось в нашей голове.


Если так совпало, что человек обладает меланхолическим темпераментом и покладистым характером, он попадает в ловушку. Он даже не позволит себе думать о других решениях. Он будет либо транслировать «единственно верное», либо обращаться за помощью, либо всячески избегать решений и действий.

Путь второй – ситуативный

Когда наш мозг (и мы вместе с ним) попадает в ситуацию стресса. Это может быть эмоциональное потрясение, когда рациональность и логику сложно подключить – всё подавляется эмоциями.
Или мы так сильно сфокусировались на решении одной проблемы, на поставленной цели (говорят, зациклились на ней), что становимся неспособны увидеть иные решения, другие «открытые двери».

Путь третий – профдеформационный

Чем дольше человек находится в профессии, тем больше он «обрастает» её особенностями, пропитывается её контекстом. Если психолог скажет психологу: «у меня клиента закоротило» – им будет понятно, о чём идёт речь, и образ произошедшего возникнет в голове примерно одинаковый. Если же эту фразу услышит электрик, его картинка будет другой. А для продавца, например, эти слова практически не будут иметь смысла.

Именно долгое нахождение в профессии формирует узкое восприятие происходящего, одни и те же решения. Вот почему в любой профессии нужно всегда учиться – раскачивать своё видение, расширять кругозор.

Как туннельное мышление влияет на бизнес?

Рассмотрим для ясности примеры влияния на разных должностных уровнях.

Подчинённый часто занимает позицию: «скажут – сделаю, не скажут – не сделаю». Такой сотрудник не будет искать решения, он либо сделает как делал всегда, либо не сделает. При этом интересно, что если он не знает, как делать, он не пойдёт искать ответ у руководителя, а будет молча ждать. И когда руководитель искренне удивляется: «Ты потерял столько времени, что спросить было сложно!?» – оказывается, да, сложно.
Чтобы пойти к руководителю с вопросом, требуется сделать выбор, принять иное решение, увидеть это решение – то есть повести себя не как обычно. Кстати, именно поэтому наёмным руководителям полезно хотя бы чуть-чуть разбираться в психологии, чтобы знать, как влиять в подобных ситуациях.

Руководитель, в силу однобокости взглядов, может принимать не самые эффективные решения. Его коммуникация с сотрудниками вряд ли будет плодотворной, ведь он предполагает, что его мнение верное, а остальных слушать не обязательно. Он не даёт свободу для решений сотрудникам, и они «ответят взаимностью»: «А зачем предлагать, всё равно придётся делать, как он скажет».
Или наоборот, руководитель не видит решений сам и проявляет попустительский стиль руководства, теряя собственный авторитет.
Как вариант, руководитель может сильно увязнуть в операционке. Для него это станет зоной комфорта – не надо анализировать ситуацию стратегически, нужно просто разгребать то, что есть.

Однажды я стала свидетелем такого диалога директора с HR-менеджером:
– Михаил Васильевич, а давайте на корпоративе проведём конкурс среди менеджеров отдела продаж?
– Да, я тоже считаю, что нужно просто зачитать в микрофон результаты по презентации.
– ???

Это яркий пример «руководителя в туннеле». В тот момент он имел своё видение, как всё должно пройти на корпоративном мероприятии, и даже не смог услышать, а тем более конструктивно сформулировать ответ на вопрос HR-менеджера.

Предприниматель, собственник бизнеса вероятно, упрётся в так называемый «стеклянный потолок». Он будет категоричен. Его категоричность может проявляться как: «Я построил бизнес, я об этом всё знаю, и не надо меня учить» – даже если явно это не транслируется. В таком предпринимателе мало творчества.
Творчество всегда связано с разбегом мысли и фантазийной вариативностью. А какие тут варианты, если с четырёх сторон – туннель?

И что делать?

Даже те, кто очень вариативен, всегда тренируют своё мышление, творчество и интуицию.
Если мы заглянем в мозг человека с туннельным мышлением, то он не светится нейронными связями. В нём есть ограниченное число нейронных магистралей – наезженных способов решения привычных ситуаций. Это человек с конвергентным (стереотипным) мышлением. А нам нужен дивергентный (вариативный) мозг.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать мышление более вариативным:

Развивайте осознанность

  • Учитесь, читайте, наблюдайте, что делают другие в подобных ситуациях.
  • Перестаньте оценивать: «хорошо – плохо», «нравится – не нравится». Замените эти суждения на вопрос: «Эти действия помогут нам достичь цели?»
  • Займите позицию Наблюдателя. Учитесь как будто покидать свой мозг и смотреть на себя и ситуацию со стороны.

Организуйте «тренировочные» мероприятия с командой

  • Мозговые штурмы, создание интеллект-карт (mind-map), SWOT-анализ.
  • Решение стратегических задач, где ресурсы и возможности не ограничены.
  • Решение ребусов и ТРИЗ-задач.

Как бизнес-психолог могу вас заверить: удивительные вещи начинают происходить в жизни и бизнесе людей, которые видят неограниченное количество вариантов решений.

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх