В жизни любой компании кризисы стабильно случаются раз в несколько лет. А еще регулярно — примерно раз в десять лет — приходят мировые финансовые кризисы, от которых лихорадит сразу все рынки. Поэтому вопрос «на чём сэкономить во время кризиса» для предпринимателей всегда очень актуален. Общий ответ на него звучит так: в кризис экономить можно почти… Читать далее Забываем про роскошь, или правила экономии во время кризиса
В жизни любой компании кризисы стабильно случаются раз в несколько лет. А еще регулярно — примерно раз в десять лет — приходят мировые финансовые кризисы, от которых лихорадит сразу все рынки. Поэтому вопрос «на чём сэкономить во время кризиса» для предпринимателей всегда очень актуален.
Общий ответ на него звучит так: в кризис экономить можно почти на всём. Есть только три исключения: ключевые сотрудники, продажи и общение с клиентами.
Нельзя экономить!
Ключевые сотрудники
Копания — это не только технологии, репутация и отлаженные процессы. В первую очередь компания — это люди. Не «все-все-все наши сотрудники, которые для нас как большая семья», а несколько главных и трудно заменимых специалистов, на которых держится экспертиза компании. Как правило, эти ключевые кадры дорогие.
Во время кризиса у работодателя часто возникает желание уволить парочку дорогих сотрудников, а их функционал распределить между более дешевыми. При этом есть риск, что в списках на увольнение окажутся ключевые люди. В результате, даже если удастся пережить кризис, потеря экспертизы дорого обойдется бизнесу и ослабит его позиции в конкурентной борьбе. Особенно если уволенный эксперт «всплывет» в команде конкурентов. Именно поэтому во время кризиса стоит увольнять в первую очередь легкозаменяемых людей, а ценные кадры стараться удерживать.
Продажи
Даже во время кризиса предприниматели часто склонны винить в неудачах отдел продаж. Логика здесь такая: «Ваша задача — приносить деньги бизнесу, вы не справляетесь, будем вас штрафовать и сокращать». Однако компания, которая начинает войну с собственным отделом продаж, добивает саму себя.
В кризис продажи и так упали. Если мы показательно уволим менеджера с худшими показателями и запугаем всех остальных лишением премий и надбавок, то продажи от этого не вырастут. Вслед за отделом продаж придется сокращать отдел производства, а там недалеко и до банкротства компании.
Поэтому во время кризиса грамотный руководитель фокусирует на продажах все оставшиеся ресурсы и уделяет продажам больше внимания и сил, чем до кризиса. Нужно вместе с руководителем отдела продаж искать выходы из положения, генерировать новые идеи, а не устраивать охоту на ведьм, делая из отдела продаж козла отпущения.
Персонал, контактирующий с клиентами
Во время кризиса многие компании сокращают техническую поддержку или ставят на общение с клиентами низкооплачиваемых сотрудников. Это приводит к тому, что компания, которая всегда брала сервисом и нравилась клиентам своей клиентоориентированностью, вдруг теряет титул «компании с человеческим лицом». Теперь до поддержки не дозвониться. На телефон отвечает в лучшем случае голосовой робот. И разочарованные клиенты говорят: «Компания испортилась!». Потом уходят к конкурентам.
Важно понимать, что в кризис на общении с клиентами экономят почти все. Эта служба первой попадает в поле зрения предпринимателя, ищущего возможности для оптимизации расходов. Если при общеотраслевом кризисе вы сохраните свою службу общения с клиентами, то сможете мгновенно стать самой клиентоориентированной компанией на рынке.
На этом экономим!
Запуск новых проектов
Можно заморозить до лучших времен всё то экспериментальное, с чем вы хотите завоевать новые рынки, ведь экспериментальное не всегда приносит прибыль.
Административный персонал
Неключевых руководителей, как правило, можно временно перевести обратно в специалисты либо уменьшить их бонусы. Иногда управление некоторыми из подразделений компании и вовсе выгоднее отдать на аутсорс.
Производство
Меньше товара в упаковке. Более дешевые материалы и комплектующие. Эти меры помогают на время кризиса уменьшить расходы. Они заметны клиентам и раздражают их. Однако пока компания избегает повышения цен, то к мерам экономии на производстве клиенты обычно готовы отнестись терпимо.
Офис
Это самое безболезненное, на чем можно экономить в кризис. Помещение, которое компания арендует в центре города, мебель, компьютеры, комната отдыха персонала. Уборщица, закуп канцтоваров, подвоз воды для кулеров раз в неделю. Всё это обходится дорого, но на деле очень мало влияет на КПД компании. Если перевести сотрудников офиса на удаленную работу, а от офиса отказаться, то можно сэкономить 10–20 тысяч в месяц на каждого сотрудника, отправленного работать из дома.
Автоматизация
Если ваша компания еще не автоматизирована, то кризис — лучшее время этим заняться. Многие процессы в производстве, продажах, учете, управлении, работе с клиентами, лидогенерации можно автоматизировать. Это позволит безболезненно для компании сократить некоторых специалистов или снизить на них нагрузку и, соответственно, уменьшить оплату труда.
Роскошь
Как правило, компании тратят деньги на статусные излишества: дорогие брошюры, рекламные буклеты, видеоролики или очень качественное ведение социальной сети, из которой почти не приходят клиенты. В кризис эти расходы лучше первыми поставить на «стоп».
Кризис, конечно, сложное и нервное время для руководителей компаний. Важно не поддаваться панике и трезво оценивать, на чём бизнес может относительно безопасно сэкономить.
Есть еще один надежный вариант — обратиться к бизнес-консультанту. Бизнес-консультант посмотрит на бизнес со стороны и точно покажет, где можно сэкономить.
Хорошие консультанты берут 5000 рублей за час. Можно найти эксперта и дешевле. И это точно будет выгоднее, чем самому совершать ошибки. Особенно в случае, когда предприниматель знает за собой высокую тревожность и сомневается, получится ли у него рационально подойти к решению проблемы.