Финансовое моделирование позволяет оценивать и прогнозировать финансовое состояние бизнеса. С его помощью чётко видны связи между доходами, расходами и чистой прибылью компании. Олеся Седова, финансовый стратег, квалифицированный инвестор и руководитель финансового бюро, рассказала о том, что такое финансовая модель простыми словами.
Объяснила на примерах, зачем она нужна, как помогает вести дела и как начать её… Читать далее Финансовая модель без секретов: как собственнику управлять деньгами бизнесаФинансовое моделирование позволяет оценивать и прогнозировать финансовое состояние бизнеса. С его помощью чётко видны связи между доходами, расходами и чистой прибылью компании.
Олеся Седова, финансовый стратег, квалифицированный инвестор и руководитель финансового бюро, рассказала о том, что такое финансовая модель простыми словами. Объяснила на примерах, зачем она нужна, как помогает вести дела и как начать её использовать собственнику без специального финансового образования.
Что такое финмодель?
Финансовая модель — это отчёт, который показывает доходы, расходы и чистую прибыль бизнеса. Это некая табличка, с которой даже без глубоких знаний в бухгалтерии состояние дел становится очевидным.
Рабочая финансовая модель всегда имеет прибыль. Если расходы выше доходов, нужно пересматривать бизнес.
Как прогнозировать выручку?
Финмодель нужна не только для подведения итогов отчётного периода, но и для прогнозирования. Это необходимо для роста, оценки эффективности текущей ситуации и планирования будущих решений.
Очень важно просчитывать цифры с учётом сезонности, рыночной ситуации, собственных сил и мощностей. А ещё нужно уметь не только много зарабатывать, но и в какой-то момент удерживать плато.
Например, возьмём бизнес на патенте с лимитом 60 млн рублей в год. Предположим, продукт «выстрелил», и уже в мае собственник закрыл эти 60 миллионов. С одной стороны — это счастье: за 5 месяцев сделать годовой план. С другой — тут начинаются совсем другие правила и новые налоги, которые будут съедать прибыль. Да, можно остаться на заработанных деньгах и «затихнуть» на оставшиеся 7 месяцев. Но тогда в январе будущего года можно вообще не «проснуться», потому что о фирме забудут.
Вот почему важно прогнозировать выручку по сезонам, предусматривать возможные спады или резкие скачки вверх. В конечном итоге «выстрелить» — это выгодно только в моменте, а в разрезе долгого периода — скорее навредит бизнесу.
Как оптимизировать расходы законным способом?
Расходы бывают постоянные и переменные.
- Постоянные — аренда, зарплаты, коммунальные услуги, налоги.
- Переменные — расходы, которые оказывают влияние на продажу услуги/товара (логистика, закупки, упаковка, реклама).
С первыми понятно — можно купить энергосберегающие лампочки, поискать помещение с арендой ниже, пересмотреть штат. А вот для оптимизации переменных расходов потребуется предпринимательская выдумка.
Возьмём, к примеру, кондитерскую, у которой летом продаж почти нет, а весной, в преддверии Пасхи, наоборот, пик. Собственник может уже в январе пойти к клиентам (магазинам), предложить им выгодные цены на куличи и взять предоплату. На эти средства закупить яйца по низкой стоимости. При правильном хранении с ними ничего не случится за несколько месяцев, зато в апреле не придётся тратить на них на 50% больше. Таким образом, кондитерская предложит клиентам низкую, по сравнению с конкурентами, цену на выпечку, не потеряв при этом в прибыли.
Резервный фонд: как создать и как поддерживать?
Резервный фонд — это подушка безопасности для бизнеса, с которой он сможет прожить без прибыли определённое количество времени. Обычно — это два месяца полноценной ТБЕ (точки безубыточности).
Если накопилась сумма выше — фонд можно приостановить или снять шапку «домой». Резервный фонд не рекомендуется хранить на расчётном счёте того же банка, в котором проходят все постоянные операции.
Где хранить резервный фонд?
- В разных банках, кроме того, в котором происходят основные движения денежных средств компании.
- На другом расчётном счёте, например, на депозите индивидуального предпринимателя.
- В банке, отличном от того, где лежат ваши личные деньги.
Причина: расчётный счёт могут заблокировать по подозрению в нарушении статьи 115-ФЗ (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»). Личные деньги также могут быть заблокированы, и тогда можно совсем остаться без финансов.
Как распределить риски и диверсифицировать доходы?
Не всегда диверсификация предполагает поиск дополнительных источников дохода. Важнее уметь расставлять приоритеты в текущей ситуации, вовремя отказаться от утверждённого сценария и поменять стратегию.
Очень яркий пример — компания «ВкусВилл». У них были грандиозные планы — захватить точками всю страну. Но в период пандемии они увидели, что более выгодно — бросить силы на развитие сервиса доставки. В результате компания не только осталась на плаву, но кратно выросла и заработала на новом направлении колоссальную прибыль.
Как продавать в кризис?
Финмодель нужно уметь адаптировать под регулярно меняющиеся реалии. Уметь продавать в кризис — значит, уметь переформатировать процессы под людей, которые у вас покупают. Слышать своего клиента — значит продолжать оставаться ему необходимым.
Снова вспомним «ВкусВилл» с его доставками в пандемию. Нужны ли были тогда людям новые магазины, если они опасались выйти из дома? А удобная и быстрая служба доставки, которая привезёт всё, что нужно, и просто оставит пакеты под дверью?
Как внедрить финмодель: пошаговый чек-лист
Собственнику бизнеса не нужно финансовое образование, чтобы составить финмодель. Важно просто захотеть поработать с двумя цифрами — вычесть расходы из доходов.
- Создайте таблицу в Excel или Google Таблицах.
- Внесите постоянные и переменные расходы помесячно. Постепенно — в масштабе года.
- Добавьте в таблицу доходы.
- Внесите всё, что необходимо для ведения вашего бизнеса.
- Регулярно сводите цифры.
Результат финмодели смотрят каждый месяц, если исполнение заказа ежемесячное. Квартальное — ежеквартально. Если исполнение годовое, то промежуточные результаты смотрят помесячно, а итог подводят в конце года.
Важно: итоги подводят по результатам исполнения обязательств.
На начальных этапах финмодель желательно вести самостоятельно, чтобы хорошо понимать, как идут дела. Далее управленческую отчётность можно передать на аутсорс в финансовое бюро. Средняя цена услуг сегодня — 15–20 тыс. руб./месяц.
В крупных компаниях финансовую отчётность ведёт финансовый директор. Он не подчиняется никому, кроме собственника бизнеса.
Как заставить финмодель работать?
Существует классная техника, которая позволяет оценить состояние и перспективы развития бизнеса. Называется Lean Canvas. Это шаблон, который может применить каждый предприниматель.
Заполните табличку — и в процессе вы сможете увидеть свой бизнес, будто поднимаетесь над ним на вертолёте. Откроется вся картина целиком, а также каждый сегмент по отдельности. Проявятся слабые места, перспективы и идеи для новых решений. Делайте это регулярно — и ваша финмодель всегда будет работать.
Заключение
Запомните: в успешном бизнесе нет кредитных карт. Его финмодель имеет устойчивую чистую прибыль, с которой нет нужды залезать в долги. А вот хобби — это не про выручку. Именно здесь часто кредитки и кассовые разрывы.
Финмодель — это мощный инструмент, который помогает эффективно управлять деньгами. Цифры любят чёткость — и они не лгут. Вносите их в таблицу — и вы всегда будете знать, бизнесом занимаетесь или просто хобби.