За 14 лет владения бизнесом у меня было многое, в том числе высокая текучка кадров. Первое и самое главное (то, из чего складывается здоровая атмосфера в коллективе) — это спокойное состояние собственника бизнеса. Руководитель должен понимать, что от него зависит многое, поэтому важно контролировать и беречь своё психоэмоциональное состояние, несмотря на внешние проблемы или другие… Читать далее Как удержать сотрудников и построить сильную команду: секреты опытного бизнес-владельца
За 14 лет владения бизнесом у меня было многое, в том числе высокая текучка кадров.
Первое и самое главное (то, из чего складывается здоровая атмосфера в коллективе) — это спокойное состояние собственника бизнеса. Руководитель должен понимать, что от него зависит многое, поэтому важно контролировать и беречь своё психоэмоциональное состояние, несмотря на внешние проблемы или другие негативные факторы.
Самое стабильное состояние — это взрослое состояние, когда собственник не только принимает решения, но и берёт ответственность за них.
Рекомендую руководителям прочитать книгу «Думай медленно… решай быстро». Она как раз о том, как взвешенно и осознанно принимать решения.
Подбор персонала — не рулетка
Подбор персонала — это не игра в рулетку. Важно руководствоваться чёткими регламентами. Сейчас я практикую принцип подбора ABC-players.
О чём он?
Данный подход был придуман генеральным директором General Electric и помог ему увеличить компанию в 28 раз. Суть заключается в разделении сотрудников на разные категории.
С-players в моей компании сразу попадают в кадровый резерв. Это токсичные люди, которые разлагают коллектив. Они могут быть отличными специалистами, но их нужно изолировать от команды. В противном случае, если у такого человека будет непреодолимое желание всё подвергать сомнению, всё комментировать с негативной точки зрения, это рано или поздно отразится на большинстве сотрудников. Они не разделяют ценностей компании. Если вы видите, что этот сотрудник — C-player, настоятельно рекомендую, как бы ни было больно, ставить его в кадровый резерв и искать замену.
С В-players чуть сложнее. Обычно это костяк организации, который работает давно. Они выполняют свои обязанности, но не отличаются инициативностью.
Эта категория всегда на грани. Сотрудник может уйти как в сторону А, так и в сторону С. Руководителю нужно продумать, как таких сотрудников перевести в категорию выше. Если стратегия не сработала ни по одному из В-players, значит, стоит задать себе вопрос: правильно ли я продумал стратегию перевода? Есть риск потерять лояльного работника.
А-players — самые эффективные сотрудники компании. Люди, которые готовы выходить с новыми предложениями и постоянно улучшать продукт или услугу. Спугнуть их может только жёсткий контроль и ограничение их действий.
С ними нужно разговаривать, задавать им вопросы: «Как ты думаешь, организация даёт тебе больше, чем ты вкладываешь в неё? Или ты даёшь организации больше, чем она тебе? Или между вами знак равенства?»
Работайте с их ответами. Если сотруднику кажется, что организация даёт ему больше, это уровень нормы. Усиливайте то, что для него является ценностью, потому что это точно ваша зона силы. Если он чувствует, что он даёт больше, чем организация, конечно же, стоит спросить: «А как ты думаешь, что я должен сделать, чтобы ты ощутил хотя бы равновесие?» Работайте на обмен с превышением, по стратегии win-win, когда выигрывают обе стороны.
Остерегайтесь токсичных сотрудников на руководящих позициях
Остерегайтесь в руководящем составе С-players. Такие люди будут нанимать на работу только себе подобных. Я однажды совершила такую ошибку и позже получила негативную обратную связь от клиентов. С этими сотрудниками мне пришлось попрощаться.
Топ-менеджмент должны составлять только работники из категории А. Они будут ориентироваться при подборе на таких же инициативных сотрудников.
Если говорить о стандартной структуре персонала, то лучше, когда в компании А- и В-сотрудники. Вторые очень важны, например, для таких профессий, как бухгалтеры и юристы.
Создавайте ощущение комфорта для сотрудников
Важно давать сотрудникам ощущение, что им в этой организации комфортно, что они не просто работают на результат, но участвуют в корпоративных активностях. У нас, например, в компании по понедельникам и пятницам проходит зарядка. Мой тренер, с которым я много лет тренируюсь, приезжает и проводит суставную разминку для всего коллектива.
Мы организуем тематические выезды с экскурсиями, едой и развлекательными мероприятиями.
Обустройте комфортные рабочие места
Организуйте сотрудникам удобное рабочее место. Позаботьтесь об их комфорте: вся оргтехника должна быть исправной, мебель — свежей. Следите, чтобы все базы данных работали, чтобы сотрудники не тратили время на настройку компьютеров. Создавайте атмосферу в офисе. Мы, например, установили аромалампы на каждом этаже.
И снова: избегайте негативных соискателей. Будьте доброжелательны к работникам, проявляйте заботу и дайте понять, что от каждого из них зависит успех компании.