Вы замечали, что у вас на районе одни заведения работают стабильно (магазины, сервисы, общепит, салоны), а другие постоянно меняют вывески? Совсем недавно ещё был мясной магазин, потом открылась пекарня, затем бутик одежды или «1000 мелочей». Это значит, что предприниматель заранее не изучил спрос, вложил деньги, прогорел и ушёл с рынка.
Это касается всех видов бизнеса.… Читать далее Как избежать провала: простые шаги для проверки бизнес-идеи перед запускомВы замечали, что у вас на районе одни заведения работают стабильно (магазины, сервисы, общепит, салоны), а другие постоянно меняют вывески? Совсем недавно ещё был мясной магазин, потом открылась пекарня, затем бутик одежды или «1000 мелочей». Это значит, что предприниматель заранее не изучил спрос, вложил деньги, прогорел и ушёл с рынка.
Это касается всех видов бизнеса. Можно также вложиться в никому ненужное мобильное приложение или выездной сервис по ремонту гаджетов. Любой ваш продукт может оказаться невостребованным у клиентов, если заранее не оценить потенциал бизнес-идеи.
Метод Диснея
У знаменитого на весь мир Уолта Диснея был собственный метод проверки бизнес-идей на жизнеспособность: сначала вы просто мечтаете, потом реально оцениваете и критикуете свой проект.
Что делает мечтатель? Фантазирует. По методу Диснея, на первом этапе нужно провести мозговой штурм, записать даже самые безумные идеи. Проявите максимальную свободу мысли.
На втором этапе включите реалиста. Объективно оцените конкурентов, которые продвигают похожий продукт или услуги на рынке. Подумайте, как нужно действовать, чтобы быстро стать заметным.
На третьем этапе включите критика: какие могут быть риски, действительно ли кому-то полезна ваша идея, и почему люди будут готовы платить деньги за ваш товар? Определите примерное количество потенциальных клиентов, цену продукта/услуги и будущую динамику продаж.
Кстати, какую-то из ролей — мечтателей, реалистов и критиков — вы можете доверить вашим друзьям и родственникам. Допустим, вы мечтаете, они критикуют, реально оценивают. Или наоборот: они придумывают безумные идеи, а вы оцениваете.
Метод Диснея — не единственный. Есть десятки способов оценить востребованность вашего продукта на рынке. Вопрос только сроков, цены и масштабов исследования. Я расскажу о способах с минимальными затратами.
Жизнеспособность идеи
Изучите ситуацию в той нише, где хотите запустить бизнес. Высока ли конкуренция, какие предприниматели уже успешно работают в этой сфере, какова их целевая аудитория? Обратите внимание на компании, которые закрылись в вашей нише. Постарайтесь выяснить причину их ухода с рынка. Подумайте, как вам избежать подобных рисков и что вы можете предложить уникального на конкурентном рынке.
Изучите «боли» потенциальных клиентов. Выясните, что вызывает у них сложности в работе или повседневной жизни, и каким образом ваш проект может решить их проблемы. В этом помогут опросы среди вашей аудитории в соцсетях или в сервисе «Яндекс.Взгляд». Изучайте поисковые запросы в «Яндекс.Вордстате» — так вы узнаете, что волнует людей и какие услуги они чаще всего ищут.
Обсудите идею с друзьями и близкими. Желательно — с теми, кто совершенно далёк от вашей предполагаемой сферы бизнеса. Вы должны научиться объяснять свою идею максимально просто, чтобы даже бабушке стало понятно. Этот лексический трюк используется, например, в ИТ-компаниях, которым надо продать сложные технологические сервисы.
Проведите опрос среди вашей аудитории в соцсетях. Если нет аудитории, создайте сообщество — группу, чат в мессенджерах. Когда у вас будет хотя бы 100 человек, которым интересна тема, можно проводить опросы о качествах продукта. Опросы позволят понять, какие быстрые улучшения необходимы или какая визуальная подача больше откликается аудитории.
Сделайте минимальную версию продукта (MVP) и попытайтесь её продать. Её можно разработать с помощью конструкторов лендингов или мобильных приложений. Продвигайте лендинг с помощью таргета, привлекайте трафик на сайт и оценивайте уровень конверсии.
Так вы протестируете свой продукт и поймёте, стоит ли его выводить на рынок. Также оцените стоимость привлечения лидов и выстроите первую воронку продаж.
Мой бизнес
Мой бизнес связан с digital-коммуникациями. Когда заказчику требуется продвижение идеи, нового продукта или услуги в интернете, мы часто обсуждаем схему через сообщество. Формируем базу знаний, которая описывает ценность продукта, и работаем с аудиторией, формируя профессиональное сообщество, заинтересованное в данной теме.
Сообщество даёт возможность быстрого пилотирования идеи и формирования пула потенциальных клиентов. Именно через собственное сообщество я нашла первых B2B-клиентов на все услуги по цифровым коммуникациям, а именно: онлайн-маркетинг и дизайн.
Вместо заключения
В процессе тестирования идеи или запуска пилотного проекта не пренебрегайте помощью профессионального сообщества. Ходите на профильные конференции, знакомьтесь и общайтесь с предпринимателями, обсуждайте свои проекты. Не стесняйтесь задавать вопросы и спрашивать профессионального совета. Профессионалы помогут вам объективно оценить шансы на успех запуска, разобраться с издержками и, может быть, сменить направление.
Общение с опытными предпринимателями, обладающими экспертизой, — это очень ценно на этапе тестирования идеи и дальнейшего развития вашего бизнеса.