Сказки — один из первых источников наших знаний о мире. Мы помним многие из них всю свою жизнь — ведь в раннем возрасте мы особенно доверчивы и открыты к восприятию информации. Сказочные сюжеты могут глубоко укорениться в сознании, оказывая влияние на нашу дальнейшую жизнь. Казалось бы, в этом нет ничего плохого — если бы не… Читать далее Не в деньгах счастье? Как детские сказки формируют вредные установки о богатстве
Сказки — один из первых источников наших знаний о мире. Мы помним многие из них всю свою жизнь — ведь в раннем возрасте мы особенно доверчивы и открыты к восприятию информации. Сказочные сюжеты могут глубоко укорениться в сознании, оказывая влияние на нашу дальнейшую жизнь.
Казалось бы, в этом нет ничего плохого — если бы не устаревшие идеи, которые часто идут рука об руку с традиционными ценностями и моралью сказок. В этой статье разберём одну из таких вредных установок: «деньги — зло, богатый — плохой, бедный — хороший». Почему же детские сказки не любят богатых людей?
От денег все беды?
«Жили-были два соседа — один бедный, а другой богатый…».
Прежде всего, обратите внимание на закономерность: если в истории есть богатый и бедный персонажи, то один неизменно будет жадным, жестоким или глупым, а другой — добрым, смелым и честным. И кто есть кто — сразу понятно, не правда ли?
Сказки беспощадно высмеивают богатых и выставляют их на всеобщее осуждение, тогда как бедность всегда идёт рука об руку с моралью и справедливостью. Каждая такая сказка в очередной раз подчёркивает: деньги и честность несовместимы, богатство развращает, приносит беды, и от него лучше держаться подальше. Стыдно хотеть денег: ведь в сказках они становятся практически синонимом аморальности, жадности и бесчестия.
Очень показателен в этом плане мультфильм «Золотая антилопа»: жестокий радж символично погибает под грудой золотых монет, превратившихся в камни, а бедный мальчик отказывается от богатств, оставаясь примером добродетели. Добродетельна и бедная Золушка — в отличие от ленивых и злых богатых сестёр и мачехи. Сострадательны и добры бедные котята из «Кошкиного дома» — не то что бездушная тётушка Кошка и её богатые друзья. Многочисленным глупым королям и жадным купцам всегда противостоит бедный и честный герой — пример для подражания.
Почему деньги — зло? Исторический контекст
Идея о том, что деньги являются источником зла, уходит корнями в историю и формировалась не один десяток лет. Надо полагать, что избавиться от неё на уровне общественного сознания будет не так просто.
Почти вековой страх осуждения за богатство, за «хорошую жизнь» сформировался на фоне исторических событий. Множество семей затронули раскулачивания, стремиться к деньгам было не только идеологически неправильно, но и просто опасно. Даже после расправы над «врагами народа» в Советском Союзе неприязнь к богатым людям сохранилась.
«Делать деньги» было стыдно, вести бизнес считалось делом недостойным, а то и незаконным. В обществе бытовали определённые убеждения: «простые люди зарабатывают свой хлеб потом и кровью», «думай о других, а не о себе», «честным трудом не разбогатеешь» и тому подобное. Практически у всех были равные доходы, а обладатели большого состояния неизменно вызывали подозрения: «наши люди в булочную на такси не ездят».
В последнее время всё чаще обсуждается тема генетической памяти, и страх перед богатством, вероятно, передавался от поколения к поколению — как на уровне генетики, так и в форме многочисленных ограничивающих установок («не в деньгах счастье»). До сих пор тема денег в некотором смысле табуирована: обсуждать доходы часто считается неприличным. Во многих семьях отсутствует открытый диалог о финансах.
Как же быть со сказками?
Как говорится, слов из песни не выкинешь. Так и классические сказки и мультфильмы были и остаются такой базой, что абсолютно невозможно представить себе детство без традиционных «Золушки» и «Русалочки».
Но в наших силах научить ребёнка мыслить критически: объяснить, что мир изменился и не все идеи актуальны в наши дни. Кроме того, в руках родителей всегда остаётся выбор сказок, возможность предложить ребёнку и другие, более «здоровые» в плане денежных установок сюжеты.
Важно сформировать у детей представление о деньгах не как о чём-то аморальном, а как о результатах честного труда, возможностях творить добрые дела и создавать яркую и счастливую жизнь. Такие истории собраны, например, в сборнике «Сказки для богатых детей» от автора статьи.
Если подходящих сказок под рукой нет, всегда можно сочинить их самостоятельно или даже пофантазировать вместе с ребёнком: а что, если оттолкнуться от идеи, что деньги несут добро? Возможно, богатая тётя-Кошка построила бы целый город для бездомных животных? Уж не её ли потомки сейчас открывают кошачьи приюты?
А если отправиться туда вместе с ребёнком, покормить котят и на живом примере показать, как деньги помогают творить добро и даже спасать жизни?
Детские сказки — это не только развлечение, но и мощный инструмент обучения и воспитания. Настала пора адаптировать этот инструмент к современным реалиям.
Несмотря на генетическую память прошлых поколений, врождённая способность детей видеть добро в сочетании с мудрым подходом родителей может изменить отношение к деньгам, смещая акценты на их потенциал для добрых дел и больших возможностей.