Что такое команда в бизнесе? Типология команд «Когда все двигаются вперёд совместными усилиями, успех приходит сам собой», — говорил в своё время американский промышленник и основатель компании Ford Motor Company Генри Форд, и нужно отдать ему должное, потому что успех компании без команды возможен лишь отчасти.
Говоря о команде, нельзя обходиться исключительно официальными определениями. Если… Читать далее Как собрать идеальную команду? Советы, которые изменят ваш бизнес!Что такое команда в бизнесе? Типология команд
«Когда все двигаются вперёд совместными усилиями, успех приходит сам собой», — говорил в своё время американский промышленник и основатель компании Ford Motor Company Генри Форд, и нужно отдать ему должное, потому что успех компании без команды возможен лишь отчасти.
Говоря о команде, нельзя обходиться исключительно официальными определениями. Если простыми словами, то команда — это единое целое, группа людей в компании, разделяющая единые цели и ценности, результат работы которой направлен на достижение поставленных задач и получение конечного продукта.
Условия рынка и работы подвергаются постоянным изменениям, поэтому для разных предприятий и продуктов не существует только одного стандартного типа команд. В основном выделяют четыре типа команд:
Команда для решения проблемы
У каждой организации есть своя «боль» (чаще всего внутренняя, например, слабые бизнес-процессы), и для её устранения может быть создана специальная команда, которая предложит новые пути для решения данного вопроса. Такой рабочий состав может быть непостоянным и периодически меняться с учётом поступающих задач.
Команда самоуправления
Такой коллектив в компании может появиться для выполнения определённых работ либо специальных проектов. В таком случае сотрудники самостоятельно ставят цели и задачи, распределяют ответственность, а потом оценивают полученный результат и предоставляют отчётность коллегам более высокого ранга.
Кросс-функциональная команда
Распространённый тип организации рабочего сплочения, отличительной особенностью которого являются разные функциональные зоны. Благодаря такому построению разрабатывается продуктивная координация проектов, применяются эффективные инструменты для ведения бизнес-процессов и получения результатов и многого другого. Такие рабочие составы могут взаимодействовать не только в рамках одной компании, но и в разных филиалах.
Диджитал-команда
После прихода пандемии в 2020 году привычный формат организации коллективной работы изменился, и в фирмах возникли цифровые команды, главной отличительной особенностью которых является выполнение рабочих поручений в онлайн-режиме. Сотрудники таких команд могут работать в разных городах и странах, встречаться на совещаниях исключительно в формате видеозвонков или разовых офлайн-мероприятий. В 2023 году 28% сотрудников в мире частично или на постоянной основе осуществляли работу в онлайн-формате. С 2020 по 2024 год этот показатель постоянно увеличивался, и сейчас тенденция диджитал-команд не теряет своей актуальности.
Этапы сбора и развития команды
Команду можно сравнить с организмом, построение которого не случается за один день. Кто нужен, определяется исходя из стоящих задач и планов компании по развитию определённого направления. И даже это будет верхний слой. Далее вы начнёте работать над каким-то определённым проектом, и каждый раз будет стоять вопрос: нанимаем ли сотрудника в штат, обладающего определёнными компетенциями, которых не хватает в данный момент, или покупаем услугу на аутсорсе.
Не стоит забывать, что для каждого нового сотрудника требуется время на интеграцию, да и процесс «притирания» довольно чувствительный для всего коллектива.
Чем больше степень инновационности проекта, тем меньше директивности необходимо применять. Постоянный контроль и микроменеджмент в разы снижают эффективность команды. Для того чтобы команда повысила результативность, необходимо развитие доверительных отношений с регулярным сбором обратной связи, оценкой компетенций и талантов каждого из членов команды и определением, как правильно их применить для достижения целей. Также немаловажную роль играет подбор индивидуального подхода к членам команды на основе личных качеств. Важно как можно раньше определить мотивацию для команды и сделать её прозрачнее.
В инновациях и разработке лучше работает применение гибких методов и итерационных подходов. Понятно, что на первых порах формирование перечня задач будет занимать значительное время и требовать постоянного участия руководителя. Но после набора исторических данных и опыта у команды временные затраты будут значительно снижаться.
Все эти аспекты, безусловно, требуют времени для сонастройки, но при изначально правильно заданном векторе развития это помогает быстрее добиваться первых успехов.
Топ-3 метода построения команд
При создании команды важно учитывать не только профессиональные навыки сотрудников, но и их личностные составляющие. Хочу выделить несколько рабочих методов, которые компании часто используют при сборе своей dream-team:
Ориентир на целеполагание
Собрать работников в единый коллективный организм можно при наличии определённых целей и задач, а также формировании определённой культуры. Об этом уже говорилось выше. При использовании этого метода большое внимание уделяется цели и времени её достижения. Будет ли она краткосрочной или долгосрочной, зависит от положения организации на рынке. Значимо прописать вполне достижимые KPI, которые действительно можно выполнить за поставленное время.
Межличностные отношения
Коммуникация между сотрудниками — один из основных инструментов, который на самом деле может привести к тому стопроцентному результату, желаемому организацией. Для её развития мало общаться в кабинетах и на совещаниях во время согласования рабочих вопросов. Чтобы каждый сотрудник ощущал себя частью команды, стоит выделить время для сонастройки. Иногда помогает тимбилдинг, но он нравится далеко не всем. Тут опять же поможет регулярное получение обратной связи и подбор индивидуального подхода.
Метод со ставкой на роль
Если при вышеуказанных методах сотрудник может менять свою роль в команде, то в этом случае действует правило закреплённой роли, от которой нельзя отступать. Например, если вы поручаете сотруднику отслеживать новые технологии и выпущенную продукцию конкурентов, а потом делать отчёт по результатам этой работы, то он должен это делать на регулярной основе в установленные сроки, пока это требуется. Для этого необходимо установить временной ресурс. Такой метод способствует выработке дисциплины и ответственности, а также установке ясности в распределении обязанностей.
Заключение
Хочется добавить ещё несколько правил, которые помогут вам сделать ваше рабочее сообщество продуктивным и сплочённым:
- Предоставляйте всегда конструктивную обратную связь. Полезно говорить с сотрудниками не только при допущении ошибок и после завершения проектов. Рекомендуется выделять время для регулярной обратной связи для объективной оценки работы: указывать на плюсы и минусы, отвечать на возникающие вопросы, оказывать помощь при необходимости.
- Развивайте корпоративную культуру. Когда команда может собираться вместе на неформальных мероприятиях, проводить активности в офисе, она становится определённо дружнее и мотивированнее.
- Не забывайте о системе поощрений. Говорите чаще приятные слова о выполненной работе своим подчинённым, чтобы они ощущали себя действительно важными сотрудниками. Придумайте, как сможете поощрять сотрудников за выполненные задачи (премия, мини-отпуск и т. д.).